В Прикамье создадут каталог изделий народных ремесленников и зонтичный бренд

Также в муниципальных учреждениях культуры появятся брендированные киоски с продукцией для розничной торговли.

На заседании Правительства Прикамья подвели первые итоги действия программы развития народных художественных промыслов в Пермском крае, которая запущена в декабре прошлого года.
Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин подчеркнул, что среди ключевых задач программы – оказание системной поддержки ремесленникам, помощь в продвижении и реализации продукции, а также решение кадрового вопроса в территориях.
«Комплексный план развития народных художественных промыслов рассчитан на 6 лет и включает в себя порядка 130 мероприятий. Несмотря на небольшую экономическую ёмкость в масштабах региона, народные ремёсла – очень важное направление в работе краевого Правительства. Это часть нашей многовековой истории, один из вариантов занятости населения и потенциал для развития туризма», – отметил Дмитрий Махонин.
Над реализацией самой программы работают 5 краевых ведомств: Министерство культуры, Министерство по туризму и молодёжной политике, Министерство экономического развития и инвестиций, Министерство социального развития и Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства.
Как рассказал глава краевого Минкульта Вячеслав Торчинский, программа призвана увеличить число артелей (ИП, ООО, самозанятых), обеспечить необходимое для сбыта продукции маркетинговое и информационное продвижение и подготовку мастеров и их преемников. В плане предусмотрено проведение выставок, ярмарок, мастер-классов, консультаций и т. д.
Одними из первых участников зимних семинаров по маркетингу и продвижению стали народные мастера артели по изготовлению штампов и набойки «Кайма». Ремесленники занимаются декорированием тканей специальными деревянными штампами и созданием этнографического текстиля. По словам руководителя артели Анны Назаровой, благодаря участию в семинарах мастера смогли увеличить свой доход от продаваемых изделий в среднем на 15 %.
По словам Вячеслава Торчинского, для повышения узнаваемости народных промыслов идёт работа над созданием зонтичного бренда «Пермская диковина»: фирменный стиль объединит разноплановую продукцию и выделит пермских ремесленников среди других мастеров России. Будет разработан единый каталог со списком предложений от пермских мастеров для предприятий, а в муниципальных учреждениях культуры появятся брендированные киоски с продукцией для розничной торговли. В пилотном проекте примут участие 12 организаций. По поручению Дмитрия Махонина в каталоге будет уделено внимание и самобытным кулинарным традициям Прикамья. Гости региона с удовольствием приобретают кунгурские пряники, коми-пермяцкое варенье из шишек, уинский мёд, иван-чай и др.
Также на сегодняшний день в рамках программы в регионе уже работают 5 Центров ремёсел – в селе Архангельское, а также на базе существующих учреждений в селе Уинском (уинские ковры), Кудымкаре (ткачество, берестоплетение), в Чусовских городках (кружево, вышивка, береста) и Чайковском (береста, кукла, ткачество). В работе Центров ремёсел приняли участие 66 мастеров. Почти три тысячи человек посетили эти центры. Для ремесленников проведены формы обучения и повышения компетенции, консультации. Во втором квартале 2022 года запланировано открытие очередного Центра ремёсел в Чердыни.

Центры ремёсел будут способствовать привлечению гостей в сельскую местность

Например, в селе Архангельском создание Центра ремёсел стало инициативой самих мастеров. Проект реализуется в рамках программы «Пермский край – территория культуры». Сегодня Центр ремёсел – точка притяжения для местных жителей и гостей, число упоминаний о селе в соцсетях и СМИ за первое полугодие 2021 года увеличилось в 2,5 раза.
По словам Дмитрия Махонина, такие центры должны появляться во всех территориях региона – в местах исторического бытования народных промыслов, и становиться частью туристических программ, а также способствовать привлечению гостей в сельскую местность.
«Работа мастеров во всём мире – это популярное туристическое направление. Поэтому сейчас уже разработаны гостевые маршруты с посещением мастерских и Центров ремёсел. Детально продуман весь план пребывания туристов – от приезда, встречи и до выбора сувениров на память, – отмечает Вячеслав Торчинский. – Только семейную пряничную мастерскую Вязовых в городе Кунгуре за первое полугодие посетили более 1,3 тысяч человек. Также популярны Мастерская керамики, Ткацкая мастерская в селе Уинском и другие».
Министерство культуры и Министерство по туризму и молодежной политике совместно готовят ещё несколько предложений для туроператоров. В них войдут: ткацкая мастерская «Маруся» в Перми, Мастерская «Уинские ковры», мастерская резьбы по дереву семьи Макуриных (посёлок Юго-Камский Пермского района).
Один из важнейших путей продвижения народных ремёсел – участие в выставочных проектах. Всем пермякам известны выставки «Пермская ярмарка», выставка в Доме народного творчества «Губерния», промысловые ряды во время праздников в «Хохловке» и во время событий проекта «59 фестивалей 59 региона». Пермские мастера выходят и на российский уровень, участвуя в крупных выставках. Так, в этом году они участвовали в Международном фестивале культур «Восточный базар «Тюбетейка» (г. Москва). Готовятся к участию в традиционной международной выставке «Ладья», которая пройдёт в ноябре в Москве.
По итогам обсуждения Дмитрий Махонин призвал глав муниципальных образований создавать в районных центрах торговые точки, где будут представлены изделия местных мастеров. Кроме того, губернатор поручил профильным ведомствам проработать возможность реализации продукции народных мастеров через сетевые магазины, автозаправочные станции, представленные в крае, а также на площадке аэропорта и железнодорожных станций.

Информация и фото: permkrai.ru