Координационный совет: Возвращение языка

Во вторник 30 марта в формате видеоконференцсвязи — одновременно в Перми и Кудымкаре состоялось заседание координационного совета по вопросам сохранения и развития коми-пермяцкого языка и культуры при Министерстве по делам Коми округа.

В координационный совет кроме сотрудников министерства входят представители всех муниципалитетов Коми округа, общества радетелей коми-пермяцкого языка и культуры «Югöр», руководители Коми-Пермяцкого этноцентра, драмтеатра, института повышения квалификации работников образования и других учреждений, которые отвечают за сохранение и развитие, в том числе преподавание коми-пермяцкого языка.

В заседании участвовала с докладом о развитии  этнокультурного образования в Пермском крае заместитель краевого министра образования Наталья Зверева. По её данным, более 2 % школьников края (6598 человек) изучают в школах родной язык, в том числе более 4000 человек – татарский, 2385 – коми-пермяцкий. При этом количество школ, в которых изучают коми-пермяцкий, в 2020 году уменьшилось до 33, а число ребят, которые изучают коми-пермяцкий язык как родной, последние три года «скачет» на 200-300 человек от 700 до 1000. Наталья Зверева назвала недопустимой практику отдельных школ Коми округа по переводу коми-пермяцкого языка из учебного плана во внеурочную деятельность.

Об изучении коми-пермяцкого языка в образовательных организациях Коми округа доложили директор Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования Владимир Беляков и его зам Татьяна Меркушева; начальник отдела этнокультразвития Министерства по делам Коми округа Виталий Баяндин,

В обсуждениях сложившейся ситуации приняли участие председатель общества «Югöр» Людмила Войлокова, директор Коми-Пермяцкого этноцентра Мария Носкова, директор Коми-Пермяцкого драмтеатра Анатолий Четин. В ходе обсуждения доложили о мероприятиях по популяризации коми-пермяцкого языка, которые реализуют государственные и негосударственные организации, а также обозначили проблему – учебную литературу по коми-пермяцкому языку невозможно купить в книжных магазинах «для себя».

В проекте итоговой резолюции Совета участники заседания рекомендовали:

— Краевому Министерству образования и науки определить Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования оператором по ежегодному сбору статистики об изучении коми-пермяцкого языка на территории края; разработать и внести в Федеральный реестр примерных образовательных программ примерную образовательную программу учебного предмета «Родной (коми-пермяцкий) язык» для 1-4 класса.

— Министерству по делам Коми округа и руководителям муниципальных органов управления образованием постоянно разъяснять родителям и законным представителям учеников актуальность изучения родного коми-пермяцкого языка.

— Общеобразовательным организациям Коми округа не допускать исключения предмета «Коми-пермяцкий язык» из учебного плана и перевода во внеурочную деятельность, сокращения количества учебных часов для его изучения; тем же из них, которые исключили коми-пермяцкий язык как предмет из учебного плана, принять меры по восстановлению его статуса. Кроме того предложено дополнить краевую программу «Общество и власть» разделом о коми-пермяцком языке.