Традиции и обычаи коми-пермяков: Святки (12+)

Святками когда-то на Руси называли древнеславянский обрядовый праздник, который устраивался по случаю солнцеворота в конце декабря или в начале января. В наше время святками называют промежуток между 7 и 19 января. Православная церковь в эту пору отмечает 3 больших праздника: Рождество Христово (7 января), Васильев день (14 января) и Крещение Господне (19 января). Началом Святок считается канун Рождества – Рождественский сочельник (6 января).
Главным культовым блюдом была кутья – у коми-пермяков она варилась из перловой крупы или овсянки (тусь), на подслащенной воде, иногда с ягодами. Первая выпечка Рождественского сочельника – тонкая лепешка, сочень. Сочни круглые, как Солнце, и тонкие, как блины. Тут же пекутся колобки – цельные и с дыркой посредине, крендели, а позже – шаньга на сочне (кöрыша шаньга). Она тоже круглая, и загнутые кверху края сочня (прищипнутые) напоминают стилизованные короткие лучи Солнца. Первые три сочня, еще теплые, клали на божницу, остальные – на стол, к обеду да ужину. Выпекали до восхода Солнца, чтобы приветить его угощением.
Накануне Нового года и Крещения коми-пермяки избавлялись от чудов. Как только появлялись звезды, люди выходили из домов, с палками и ветками в руках ходили вокруг усадебных построек, произнося при этом: «Новый год идет, всего много принесет: овечке – ягненка, лошади – жеребенка, корове – теленка, свинье – поросенка, невестке – сына». После троекратного обхода ударяли палками и ветками по стенам и кричали: «Новый год пришел. Чуд, вон отсюда!». Очевидцы обрядов оставили такие наблюдения: «Все мужское население садилось на лошадей и, сломя голову, с палками в руках скакало по всей деревне, заезжая в переулки, с криками и гиканьем».
Святки не обходились без ряженых. Молодые и взрослые закрывали лица масками, надевали вывороченные шерстью вверх шубы и одежду с чужого плеча и изображали стариков, старух, журавля, лошадь, медведя и пр. Женщины рядились мужчинами, а мужчины – женщинами. Ряженые заходили в дома, пели и развлекали хозяев играми. Шуточные сцены и персонажи имели и магический смысл – избавляли от нечистых духов и привлекали добрых для благополучия в хозяйственных и семейных делах.
В Святки в бане, овине девушки гадали о замужестве. В разные чашки клали соль, хлеб, платок и с завязанными глазами их брали. Если попадала чашка с солью, то следовало ожидать мужа сердитого,
с платком – легкомысленного, с хлебом – хозяйственного.
Святочным развлечением молодежи были посиделки с играми, песнями.

Святки //Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков /В.В. Климов, Г. Н. Чагин. — Кудымкар, 2005. С. 79–81.