Тихо в Вису: Как и кто живёт в этнопарке в Майкоре

Семь лет назад в посёлок Майкор приехал странный мужчина Евгений Смертин. На родине матери, в Коми округе, он начал возрождать страну Вису из древних летописей. Расположилась она на окраине Майкора, над Камским водохранилищем и все семь лет постепенно растёт и развивается, привлекая всё больше туристов.

«Страна Вису» – это большой этнопарк под открытым небом. Смертин принимает далеко не каждую группу. Свободного времени у него немного – то стройка – в парке практически всё сделано и восстановлено его руками, то репетиции – Смертин с местной ребятнёй реконструирует старинные обряды, придумывает новые мистерии и праздники; то экспедиции – каждое лето он объезжает города и веси в поисках новых экспонатов для своего парка. Да и вкладывать душу в программу для туристов, если принимать в день по несколько групп, будет непросто, а делать «на отвяжись» Смертин не любит. Свою работу он доверяет другим с большой осторожностью, ведь известно: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».

Сегодня в Стране Вису стоит старый амбар конца позапрошлого века. Амбар перевезли сюда из майкорского заводского сада, почистили, покрасили, подрубили нижние ряды, поменяли крышу и стропила. На втором этаже амбара хранится основная «коллекция древностей», собранная, как старинные сундуки, шкатулки, капканы, прялки, лубяные санки для врача… или сделанная хозяином, как изделия пермского звериного стиля из корней. В амбаре на первом этаже – мастерская, где Смертин, как он сам выразился, «мусорит» и зал, в котором проходят мистерии и трапезы. Поодаль – два гостевых домика на две маленьких компании, баня, транспорт разных эпох – тарантас, розвальни, деревенский возок, лодки и деревянная пушка, которая стреляет фейерверками.

И это только первая линия, посвящённая более молодому периоду. На «второй линии», ближе к берегу Камского водохранилища – «угорское городище» со святилищем, в котором на стенах висят черепа медведя, лося и других тотемных животных; настоящей хантыйской печью, в которой можно печь настоящий хлеб и настоящим чумом, как у сибирских оленеводов. Здесь же – аттракцион, который требует изрядной ловкости: Нужно с подвешенной на верёвках лодки попасть копьём в деревянную щуку. Наверное, так и охотились вогулы и яраны на осетров и стерлядь, что водились в наших реках сотни лет назад.

На «третьей линии», где сейчас сцена с природным амфитеатром, по задумкам Смертина, разместится городище ломоватовской культуры, которая существовала на территории Верхнего Прикамья в 5-9 веках нашей эры. Именно к этому периоду относится расположенный буквально в трёхстах метрах от «Страны Вису» вал трёхметровой высоты, оставшийся от древнего городища, которое раньше стояло на месте Майкора. Тут будет литейная мастерская, кузница, керамическая мастерская и даже подземный ход.

Смертин – не простой любитель древностей. Он этнограф и музейный работник «со стажем». А ещё на все руки мастер, музыкант и  знаток различного фольклора – от московских частушек и среднерусских колядок до коми-пермяцких и мансийских легенд о богах и сотворении мира. Наверное, потому он что в политике, что в религии сохраняет нейтралитет. Ещё у него получается наваристая уха из крупных местных судаков и щук, вкуснейшие пельмени, народные напитки сур и взвар. Просто удивительно, как столько талантов и умений уживается в одном человеке! Когда мы были у него, он торопился на репетицию – разучивать с местными детьми представление для «святочной мистерии». Что это такое – долго объяснять, лучше, перефразируя известную поговорку, не один раз у него побывать. Конечно же, заранее согласовав визит.