Из воздуха, воды, огня и глины: Что дизайнер из Кудымкарского района в Питере творит

Олег Павлович – 21-летний парень из посёлка Эрна Кудымкарского района. Он живёт в Санкт-Петербурге и работает на фирме по производству керамической посуды премиум-класса, параллельно с работой творя в качестве художника-керамиста.

– Олег, ты воспитывался в творческой семье?

Косвенно. Моя мама – преподаватель по образованию. Работая в школе, помимо своей профессиональной деятельности, была ещё и организатором школьных мероприятий и праздников. Поэтому ей приходилось выполнять функции разного рода специалистов, начиная от сценариста и заканчивая художественным оформителем пространств. Творчество отца же имело инженерную направленность. Он был изобретательным человеком. Часто создавал механизмы, помогающие в сельском хозяйстве. В целом неплохой такой союз получился.

– Как менялись твои взгляды на жизнь, как ты выбирал дальнейший жизненный путь? 

– Да, до настоящего момента очень многое менялось и меня постоянно бросало в крайности. Но все эти искания происходили в рамках искусства и дизайна. В детстве, вдохновлённый MARVEL-овскими комиксами (да, я увлекался этой темой, когда она ещё не была мэйнстримом), какое-то время я хотел стать художником-комиксистом и уехать в США. В средних и старших классах я сильно заинтересовался художественной резьбой по дереву, посвятив этому в общей сложности около трёх лет.

Уже в колледже стал профессионально изучать основы декоративно-прикладного и академического искусств, параллельно заглядывался на дизайн, монументальную скульптуру, современную иллюстрацию. С того времени стал много времени посвящать изучению истории искусств, практике и теории современных тенденций в мировом искусстве. После колледжа, уже в Питере, на какое-то время глубоко погрузился в изучение постдраматического театра и перформативных практик, имея возможность наблюдать за этим вживую. Тогда же мне стал интересен медиа-арт. А если говорить о настоящем времени, то сейчас я ориентирован на создание предметного дизайна.

– Когда у тебя раскрылись задатки художника? Как это произошло? Помнишь ли ты тот момент?

– Да, помню! Мне было примерно года три. Я смотрел, как мама готовится к занятиям в школе. Мне стало скучно наблюдать за всем этим процессом и я незаметно стащил одну из её рабочих тетрадей и полностью её изрисовал. В ответ на свой поступок получил вторую, уже чистую тетрадь. С этого момента начался мой путь в искусстве.

– Расскажи о своей жизни, об учёбе после школы.

– В девятом классе, я, как и большинство моих сверстников, не знал, куда хочу пойти учиться. У меня был очень узкий кругозор, так как приходилось расти в достаточно изолированном месте. Поиск дальнейших перспектив был неинтересен. Но родителям было не всё равно. Зная мои интересы и предрасположенность к художественному творчеству, мама, совершив тщательный ресёрч по всем заведениям Пермского края, сделала мне подборку двух-трёх училищ. В итоге выбор совершенно случайно пал на Кунгурский художественно-промышленный колледж. В этом месте я пробыл четыре года. Там у меня стали активно формироваться представления об окружающем мире и мире художественного творчества. К счастью, рядом оказались нужные люди. Моим главным преподавателем был талантливый молодой и харизматичный скульптор, выпускник Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица — Белёв Андрей Васильевич. Он, будучи страстным любителем своего дела, влюбил меня в скульптуру. На это время, без всяких преувеличений, стал для меня мудрым наставником и отцом. На то, чтобы качественно овладеть основами, предлагаемыми колледжем, у меня ушло три года, четвёртый показался скучным и я даже думал уйти, но остался ради получения диплома, так как эта бюрократическая формальность была важна для поступления в вуз.

Олег Павлович в 2016 году стал обладателем золотой медали на XII фестивале искусств имени Дмитрия Кабалевского в номинации «Сохранение народных художественных промыслов».

 

Работа студенческих лет — «Сапожник без сапог». Фото: Олег Павлович.
Первая ландшафтная скульптура Олега — «Хранитель леса» была признана лучшей в номинации «Дебют в камне» на V фестивале камнерезов в посёлке Красный Ясыл Ординского района в 2019 году. Фото: Олег Павлович.

– Как ты попал в Питер?

– Ещё во время учёбы в Кунгуре, я думал о своём будущем после окончания колледжа. Верхом успеха у нас считалось поступить в Строгановку (МГХПА им. С. Г. Строганова) в Москве или в Муху (СПГХПА им. А. Л. Штиглица) в Питере. Я выбрал второе. И сразу после защиты диплома поехал в город на Неве пытать счастья.

– Чем занимался там в начале?

– После того как не поступил в академию в первый раз, стал ходить на подготовительные курсы при вузе, готовясь к вступительным экзаменам. Параллельно зарабатывал на жизнь. Жил в вегетарианском арт-коливинге (попал туда случайно, привлекли красивые фото на Airbnb). По сути коливинг это когда группа преимущественно молодых людей со схожими интересами объединяется для совместной жизни и реализации каких-либо идей. В моём случае коливинг, помимо прочего, являлся площадкой для проведения различных образовательных мероприятий и выступлений. Раза два-три в неделю здесь происходил какой-либо движ. Это могли быть групповые просмотры фильмов, лекции про ненасильственное общение, рок-концерты, поэтические вечера, музыкальные джемы, эмбиент-концерты, хип-хоп вечеринки, техно-пати. Парадокс в том, что при всей насыщенности и большом потоке людей, в этом месте нельзя было материться. Было непросто, но я держался… В общей сложности прожил там почти год. Мне всё нравилось. Вообще было весело. Как только заехал, на второй день стал свидетелем домашних родов.

– Как попал в керамическую мастерскую?

– Случайно. Отчасти повезло. Приятель, который сам там работал, и уже собрался уходить, предложил занять его место. А на тот момент я во второй раз провалил вступительные экзамены в вуз и окончательно обнищал, при этом вымотавшись психологически. Мне нужна была спокойная работа.

–  В чём заключается твоя нынешняя работа?

– Всё очень просто. Фирма на которую я работаю называется «Gonchar family». Бренд специализируется на производстве посуды премиум-класса для ресторанов. Я же, как и остальные сотрудники компании, участвую в процессе создания продукта, а точнее – занимаюсь отливкой керамической основы для будущей посуды. В этом и состоит вся моя компетенция.

– Какие вещи ты хотел бы сотворить сам?

– Я уже в процессе. Сейчас, имея в распоряжении просторное технологически оснащённое помещение, обладая доступом к соответствующим ресурсам, я начал заниматься проектированием дизайна предметов из керамики. Но пока нечем похвастаться, так как большинство проектов находятся в виде эскизов и концептов.

Курительные трубки, дизайн которых вдохновлён навершием русских изб — коньком-охлупнем. Фото: Олег Павлович.

– Часто ли тебя тянет на родину?

– Да, случается. Ностальгия и всё такое.

– Что или кто твой источник вдохновения? Природа, музыка, места; может, какие-то вкусы или ритуалы? Может, у тебя есть люди, после встречи или разговора с которыми хочется творить?

– Совершенно разные вещи. Всё перечисленное в том числе. Но больше всего люди. Среди них, особое место занимает моя девушка Галя. Она начинающий digital-иллюстратор. Человек незаурядный и всесторонне развитый с богатым жизненным опытом. Фанатик своего дела. Постоянно вдохновляет и мотивирует меня на действие. Среди ритуалов можно назвать поход в specialty-кофейни — места, где подход к кофе и особая подача доходят до уровня искусства. Иногда к этому прибавляется курение. Но крайне редко.

– Кто из мастеров — твой учитель или пример для подражания?

– В разных сферах у меня отдельные наставники. Но могу отметить одного человека. Он скорее является для меня тьютором. Человек занимается в основном монументальной живописью и предметным дизайном, но часто берётся и за другие проекты. В своём творчестве работает с вопросами визуальной лингвистики. В последнее время общаясь, мы разбираем такие явления как создание личного бренда и разбираем «индивидуальную мифологию художника» (дизайнера) как стратегию в искусстве (дизайне).

– Твоя мечта?

– У меня много разных идей наполеоновского масштаба, но сейчас, после двухлетнего периода низкой творческой активности, мне хочется, максимально используя весь свой потенциал и возможности, реализовать себя в сфере дизайна. Собственно, этим я сейчас и занимаюсь. А ещё со временем мне интересно выступать в роли куратора художественных и дизайн-проектов, автора экспертных текстов по современному искусству. В идеале хочется написать книгу. Но это лет через десять.

– Какие твои принципы и какой из них главный?

– У меня пока не сформировалось чётких принципов. Я вообще стараюсь не создавать себе дурацких правил и всегда действовать по ситуации, потому что условия каждый раз меняются. Если такую позицию описывать кратко, то это будет выглядеть так: цинизм + оппортунизм = успех.

– Считаешь ли ты, что гений — это 1% вдохновения и 99 % пота?

– Мне не нравится понятие «гений», оно очень субъективно и относительно. Но я думаю важно, чтобы у человека на месте были мозги, желание во что-либо вкладываться (то есть любовь к делу) и самодисциплина, а всё остальное — долгая сложная и кропотливая работа над собой.

– Если тебя сейчас пригласят жить и заниматься своим делом в Коми округе, согласишься? 

– Нет, конечно. Это же даже смешно звучит. Очевидно, что для меня там совершенно нет перспектив, учитывая мои цели, элементарные потребности и интересы.

Николай Петров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ