«Раскас» в ковидных тонах: Коми-Пермяцкий драмтеатр открыл юбилейный сезон

15 сентября на открытии юбилейного 90-го театрального спектакля на сцене Коми-Пермяцкого драмтеатра изголодавшейся по театру публике давали выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта.

Действие спектакля в семи частях и всё без антракта, происходит на фоне ГАЗона 1960-ых годов, а актёры словно сошли на сцену из рассказов Василия Шукшина, по которым он и поставлен. Мало того, перед спектаклем «актёры сельской самодеятельности» «забивали козла» в домино прямо на ступенях храма искусства, а во время спектакля граница между сценой и зрителями практически исчезла.

Сцена из спектакля «Раскас». Фото: Николай Петров, «Парма».

Какие уж тут границы, если действующие лица проводили в зрительном зале чуть ли не столько же времени, сколько и на сцене. Надо же было компенсировать расстояние в одно пустое кресло между зрителями (по требованиям Роспотребнадзора половина мест в зале пустовала).

Премьерный спектакль «Раскас» одновременно был и ностальгической отсылкой к временам, когда наш драмтеатр был «театром на скамейках», как выразился бывший глава Коми округа Игорь Быкариз, пришедший на спектакль с краснокамскими коллегами.

Директора театра Анатолий Четин и режиссер Юлия Беляева. Фото: Николай Петров, «Парма».

«Раскас» стал первым детищем режиссёра-постановщика, исполняющей обязанности главного режиссёра Коми-Пермяцкого театра Юлии Беляевой на кудымкарской сцене, а до того несколько лет шёл на сцене московского театра «Сфера». Перед спектаклем нового режиссёра представил зрителям директор Анатолий Четин, она призналась зрителям, что очень волнуется перед премьерой, да ещё такого большого перерыва. По её словам, нас уже в новом сезоне ждут новые фестивали и премьеры, которые, как она надеется, обязательно понравятся зрителю.

Директор Коми-Пермяцкого национального драматического театра Анатолий Четин:

— В этом году к нам пришли ещё два новых актёра, а предварительные планы работы на этот сезон мы обсуждаем с Юлией Беляевой. Среди этих планов – поставить пластический музыкальный спектакль по эпосу о Кудым-Оше. Недавно завершилась очередная лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика», по результатам которой мы отобрали два эскиза и двух режиссёров – участников этой лаборатории пригласили поработать у нас на следующий год.

До конца 2020 года нас ожидает премьера спектакля на коми-пермяцком языке. Пока скажу только, что этот спектакль будет не на местном материале, он будет переводной и писать сценарий к нему будет приглашённый сценарист.

Ещё нас ждёт премьера «Небесного тихохода», но, может быть, под другим названием, а на декабрь запланирована премьера спектакля для детей по сказкам Бажова.

Кроме того, мы много путешествуем: 23 – 27 сентября собираемся на XIII Международный фестиваль театров финно-угорских народов в Йошкар-Оле. И, если ковид не помешает, то в октябре на нашей сцене пройдут обменные гастроли Пермского ТЮЗа.  22 – 25 октября едем в Чечню, на Второй фестиваль национальных театров России в Грозном. 10 – 14 ноября нас ждут обменные гастроли в Саранске, а в декабре – региональный фестиваль «КаМский» в Губахе.

КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ

Светлана Акимова:

– Всегда хожу в театр, премьеры стараюсь не пропускать. На спектакле попадаешь в другой мир, каждая постановка заставляет думать.

Всё, что было прожито и увидено в детстве, я увидела сейчас в спектакле. Можно сказать, корни зашевелились, а без них и верх не растёт. В этом спектакле показаны послевоенные годы: и бережливость женщин, и мужчины, которые из-за войны многого не достигли, но им повезло, что жёны были настоящие. А сейчас мужчины не дотягивают до уровня тех, послевоенных мужчин, слабее стали.

Александр Климов:

– Я постоянный театрал, без театра жить не могу. Билеты на премьеру заказал за два месяца вперёд. Сегодня мы пришли всей семьёй – я с супругой, зять с дочерью; и ещё друзья. Когда театр был закрыт, было невесело. И наконец-то мы снова испытали давно забытые ощущения от нового спектакля!

Николай Петров,
фото Николая Петрова, «Парма