В Пуксибской коррекционной школе учебный год начался с подарков

Несмотря на все опасения, учебный год в школах начался «вживую».

Но есть школа на карте Коми округа, до которой доехали не все ученики. Что это за школа и почему в двадцать первом веке дети не могут до неё добраться?

Расположена эта школа в селе Пуксиб Косинского района. От райцентра до села – двадцать километров.

Строго говоря, школы в селе две. Одна – начальная, а вторая, о которой пойдёт речь – коррекционная школа-интернат.

Учебный корпус.

По словам директора школы-интерната Галины Мизёвой, многие из её воспитанников могли бы учиться и в обычной школе, но либо их развитию не уделили достаточно внимания в детстве, либо подвела дисциплина – и в итоге они оказались в Пуксибе. В школе девятнадцать человек – из Гайнского, Кочёвского Косинского районов. Есть даже воспитанник из Пешнигорта, что возле Кудымкара. В выпускном девятом классе – шестеро человек, в седьмом – трое, в шестом – семеро, а в восьмом, пятом и первом нет никого. Вся начальная школа собрана в так называемый «класс-комплект», в котором каждый школьник в одном помещении занимается по программе своего класса. Двое воспитанников обучаются на дому.

День здесь расписан по минутам. После занятий у ребят есть полчаса на отдых. Следующие полчаса – внеклассное чтение, затем полдник. В 16:20 – отдых или общественно полезный труд. С пяти до восьми вечера – уроки и самоподготовка. В восемь – ужин, в полдевятого – подготовка ко сну и в девять – «на боковую».

Раз в десять дней – смена постельного белья, баня – по требованию, но не реже раза в неделю.

В интернате хорошо, а дома лучше

Живут ребята по двое-трое в светлых чистых комнатах. У каждой кровати – тумбочка для вещей – вот и всё личное пространство.

Биологический возраст здешних обитателей может опережать степень их развития. Случалось, что в пятом-шестом классе были ученики в возрасте за  двадцать лет. Хотя, конечно, некомфортно сидеть в одном классе с ребятами младше на несколько лет. Кто-то даже бежать пытался от такой жизни, а сейчас, после долгих дистанционных занятий всё ещё не доехал до школы. Не торопятся дети и их родители променять свободу, которую ощутили они в период «дистанта» на жизнь под присмотром видеокамер, воспитателей и требовательных учителей.

Конечно, домашнее обучение организовать на период самоизоляции было нелегко. В семьях у жителей школы-интерната иногда не то что ноутбука с камерой – телефона – и то нет? Поэтому задания и уроки иногда передают через соседей, библиотеки и другими способами. А ведь нужно объяснять, проверять, разъяснять то, что непонятно. Ребята учат математику, русский язык, географию, биологию, пение. А вот химию, физику, иностранные языки здесь не преподают. Не потому, что нет учителей – штат коррекционной школы в 28 ставок укомплектован полностью, а потому, что таких предметов просто нет в программе для подобных школ. Зато есть предмет «социально-бытовая ориентация», где ребят учат шить, готовить – обслуживать себя в будущей взрослой жизни. Хорошо показывали себя ребята на спортивных соревнованиях по борьбе и лыжным гонкам. Соревнования – это одна из немногих возможностей для воспитанников «выйти в люди». Правда, те спортсмены, которые успешно защищали честь школы на районных и даже краевых состязаниях, уже стали выпускниками. И сегодня упор делается на занятия по трудовому обучению. Своими умениями ребята могут блеснуть на межмуниципальных олимпиадах, а сделанными руками воспитанников школы-интерната поделками – куклами, скворечниками, табуретками, салфетками… – не гнушаются покупатели на ярмарках в райцентре. Что интересно – строгого деления на «девчачьи» и и «не девчачьи» занятия нет. Ребята получают задания по силам. Например, на занятиях у шестиклассников мальчик Дима плетёт поделку из бумажных полосок, а рядом его одноклассник Алёша с удовольствием крючком вяжет из розовой шерстяной нитки квадратную кружевную салфетку.

Шестиклассник Алёша вяжет крючком.

И крючок и нитки Алёша привёз из дома. Беда школы – в том, что на многие необходимые «мелочи» вроде тех же крючков для вязания или канцтоваров в рамках подушевого финансирования у школы просто не хватает средств. Иногда, чтоб сделать в здании косметический ремонт к Первому сентября, учителям приходится за свой счёт покупать краску и гвозди. Средств, которые выделяет государство на девятнадцать человек, на всё не хватает.

Упор в обучении здесь делают на уроки технологии.

Сказать, что чиновники о школе совсем забыли, нельзя. Учебниками школа обеспечена полностью. Три года назад сюда привезли интерактивные доски, а в прошлом году в школе появился хорошо оборудованный логопедический кабинет. В библиотеке есть книжки, в компьютерном классе – ноутбук. Есть два современных телевизора и даже видеопроектор.

Кабинет логопеда укомплектован всем необходимым

Но дети живут на так называемом неполном гособеспечении. Пятиразовое питание для них бесплатно. Всё остальное – за свой счёт. А случается, что дети приезжают в школу в одних дырявых сапогах на босу ногу. У кого-то с собой – ни мочалки, ни зубной щётки. Приходится одевать ребят «с миру по нитке», ведь про зубные щётки в бюджете ничего не сказано. Даже классные журналы школе купить не на что, а необходимые сейчас санитайзеры пришлось покупать в долг.

Хозяйство у школы большое – учебный корпус с актовым залом, мастерские, столовая, спальный корпус, котельная, которые последние пять лет не видели капитального ремонта. Уроки физкультуры пока проходят на улице или в актовом зале, который и по высоте, и по другим параметрам уступает спортзалу соседней начальной школы. Впрочем, соседи не жадничают и пускают ребят в свой спортзал.

Работники Кудымкарской епархии подарили детям из Пуксибской школы-интерната ранцы со школьными принадлежностями.

О стеснённом положении школы-интерната давно знают в Кудымкарской епархии. Привозили постельное бельё, другие вещи первой необходимости. Восьмого сентября сотрудники епархии привезли ребятам школьные ранцы. В каждом ранце – набор канцтоваров – школьные тетрадки, карандаши, альбомы для рисования. Этого добра много не бывает. Поэтому благодарность учеников за помощь была искренней. А помощь от епархии будет поступать и в будущем, конечно, по мере возможностей. Кроме Пуксибской школы, Кудымкарская епархия доставляет адресную помощь в Юсьвинский реабилитационный центр, коррекционные школы в Куве, Белоево, приют при монастыре в Верещагино, и другие учреждения, в которых детям требуется особенное внимание и поддержка. Пока договорились, что школа составит список вещей, в которых нуждается, и передаст их благотворителям.

«Трон» — работа воспитанников интерната.

Информация и фото: Николай Петров