Школа по жизни: Выпускники школ Коми округа о своих ученических годах и любимых учителях

Ирина ПЫСТОГОВА-ТИАЙНЕН, выпускница Большекочинской школы Кочёвского района, учитель русского языка, г. Лаппеэнранта (Финляндия): 

Ирина Тиайнен. Фото: из личного архива героя публикации.

— Училась в школе хорошо. Особенно любила математику, русский язык и музыку. Самый дорогой для меня была наш учитель русского языка и литературы и наш классный руководитель Чедова Тамара Семёновна. Тамара Семеновна умела нас всегда поддержать. Коми деревенские дети, как правило, стеснительные, а у неё как-то получалось вселять в нас веру в себя. Она устраивала для нас отличные классные часы и мероприятия. Школа стала хорошим фундаментом для дальнейшего развития.

Евгений СОФРОНОВ, выпускник школы №2 г. Кудымкара, артист ГАУ РК «Государственный ордена Дружбы народов академический театр драмы им. В. Савина», Почётный деятель искусств Республики Коми: 

Евгений Софронов. Фото: komidrama.ru

— По точным наукам я был посредственным учеником, не любил их. Нравились история ,литература. Правда, терпеть не мог произведения из школьной программы. Это тогда. Позже пришлось наверстывать — того требовала моя теперешняя профессия. Что дала школа? Не знаю. Наверно, просто сделала меня, как и многие тысячи моих сверстников, нормальными людьми: ведь, в отличие от сегодняшнего дня, нас не только образовывали. Нас воспитывали, прививали уважение — к обществу, к стране, к себе самому. Конечно, в основном вспоминаю с благодарностью всех классных руководителей: Мальцеву Антониду Алексеевну, Бурдину Марию Александровну, Носкову Людмилу Григорьевну, Рычкову Лидию Васильевну.

Елена ФЕДОСЕЕВА, выпускница Пуксибской школы Косинского района, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, кандидат филологических наук: 

Елена Федосеева. Фото: из личного архива героя публикации.

— Школа дала мне очень хорошие знания по почти всем предметам, научила учиться, дружить, искать, творить, так как кроме уроков было множество кружков. Я была прилежной, упорной ученицей. В мое время в школе работали очень сильные учителя. Огромное спасибо моей первой учительнице Федосеевой Раисе Семеновне, учителю коми языка Яковкиной Светлане Ивановне, Федосеевой Светлане Юрьевне, моей маме Федосеевой Антонине Ильиничне (она была строгим и требовательным учителем по отношению ко мне). К сожалению, многих моих учителей уже нет с нами. Но я очень признательна им всем.

Роман ХАРИН, выпускник Кебратской школы Гайнского района, орнитолог, инженер-эколог ООО «Малое инновационное предприятие «Бюро охраны природы» при ПГНИУ, зампредседателя пермского отделения Союза охраны птиц России: 

Роман Харин. Фото: из личного архива героя публикации.

— Воспоминания о школьных годах остались только хорошие, хотя и трудности были. Учеником я был прилежным, хотя иногда хотелось похулиганить, прогулять урок или не делать домашнее задание. И кажется, иногда я это делал. Но учился я, в основном, на 4 и 5, потому что мама была учителем и я не мог ее подвести. Любимого предмета не было, нравились все предметы, но сложно давались языки (русский и английский), спортсмен из меня тоже был не очень. Нравились математика (алгебра и геометрия), ещё нравились.физика и химия, география, биология. Жаль, не было астрономии. Всегда была тяга к познанию законов природы, разнообразия форм животных и растений и различных природных явлений. К тому же мама была учителем биологии и химии, а значит, дома была разная дополнительная литература, которая расширяла мои познания в естествознании. Это были годы, когда еще не было интернета и просто так достать нужную и интересную литературу в деревне было невозможно. Наверное, это во многом определило мой выбор заниматься биологией. Все учителя (и даже воспитатель в детсаду) чем-то запомнились. От каждого я получил ценные знания, опыт, заботу и наставления. Спасибо нашим наставникам за это!

Елена РАМОС-ПАВЛОВА, выпускница Сепольской школы Кочёвского района, переводчик с испанского языка, писатель:

Елена Рамос-Павлова. Фото: из личного архива героя публикации.

— С 3 по 11 класс я ходила в Сепольскую среднюю школу. Ходила в буквальном смысле, так как дорога по протяженности составляла примерно шесть километров, а по времени занимала примерно час. Поэтому в первую очередь всплывает в воспоминаниях именно эта часть школьной жизни. Самым любимым учителем, не только моим, но и всего класса, был, без сомнения, учитель физики Галкин Анатолий Леонидович. Прекрасное чувство юмора, остроумие плюс уважение к каждому ученику, делали из любого троечника хорошего ударника.

Сергей НОВИКОВ, выпускник школы №2 г. Кудымкара, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, генерал-майор юстиции:

Сергей Новиков. Фото: из личного архива героя публикации.

— В 1985 году, после окончания Кудымкарского городского детского сада № 18 «Ёлочка», я поступил на учёбу в первый класс Кудымкарской городской общеобразовательной школы № 2 и проучился в указанной школе до 11 класса. Первым учителем и классным руководителем была Таламанова Галина Николаевна, затем Сырканова Людмила Диомидовна, о которой остались только хорошие и теплые воспоминания. Кого-либо из учителей выделить сейчас как любимого или нет — не смогу, все дали свою частичку знаний и воспитания, но хотел бы отметить Борисенко Зинаиду Николаевну, с которой связаны только добрые воспоминания. Окончил школу в 1996 году. За время учёбы уровень успеваемости был удовлетворительным, в основном оценки «четыре». В школе вел активную общественную деятельность, увлекался спортом, играл в хоккей, баскетбол, футбол, бегал на лыжах, выступал за команду школы на городских и окружных соревнованиях, шесть лет занимался борьбой самбо в  Детской юношеской школе олимпийского резерва имени Героя Советского Союза Л.Д. Голева, также в школьные годы серьезно увлёкся рыбалкой и охотой совместно с отцом. Своё поведение в школе скорее сам сейчас оцениваю как неприлежное: моих родителей – маму Галину Васильевну и отца Александра Семёновича неоднократно вызывали на беседы в школу, как к директору, так и к классному руководителю по поводу моего не совсем хорошего поведения.

В школе, в основном, как и у всех мальчишек, наверное, любимыми были уроки физкультуры и труда, очень нравилась история, а вот с английским языком у меня все было очень плохо, отсутствовало вообще какое либо понимание и контакт с преподавателем – это скорее всего из-за моего поведения.

Школа многое дала для взрослой жизни, но основное – советская школа привила нам чувство справедливости, командности, взаимовыручки и умения отстаивать свои убеждения, а если по специальным предметам и дисциплинам – то всё пригодилось, что-то больше, что-то меньше. Я считаю, что школа тогда и сейчас – это разные институты: тогда школа давала систему знаний и поведения, то есть умение ориентироваться самостоятельно в огромном массиве информации и в случае необходимости знать, где и как найти ту или иную информацию, а в настоящее время идет заучивание информации, но все заучить и запомнить невозможно.

Нынешним ученикам посоветую больше учиться принимать самостоятельные решения, не верить оголтело всей информации в сети Интернет, докапываться до первоисточников и помнить, что цифровизация жизни может только помочь жить, но никакой гаджет и программа не заменит саму жизнь с её многогранностью и непредсказуемостью. И самое главное – любить свою малую Родину, не забывать её, не стыдиться, а гордиться ею.

В 1997 году, после окончания школы, поступил в Удмуртский государственный университет в Кудымкарский филиал, на дневную очную форму, на юридический факультет, при этом преподавание велось в городе Кудымкаре, где я и проживал. За время учёбы уровень успеваемости был удовлетворительным, в основном оценки «четыре». В университете продолжал активно заниматься спортом, играл в баскетбол за сборную университета на городских и окружных соревнованиях, однако основным увлечением оставались охота и рыбалка, которым я посвящал значительную часть своего свободного времени.

Свою трудовую деятельность я начал с 11 февраля 2002 года. Будучи ещё студентом университета, я был принят на работу в прокуратуру Коми-Пермяцкого автономного округа, в Юрлинскую районную прокуратуру на должность следователя.

В настоящее время состою в должности старшего следователя по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации (в стране таких только 20 человек), имею специальное звание генерал-майор юстиции, проживаю в городе Москве, с любимой супругой Мариной (уроженкой города Кудымкара, что немаловажно), воспитываем троих прекрасных и любимых детей Мирославу, Ладиславу и Глеба.

Светлана КОВАЛЬЧУК, выпускница школы №9 г. Кудымкара, главный редактор журнала «Путевые заметки», г. Анапа:

Светлана Ковальчук. Фото: из личного архива героя публикации.

— Была хорошистка, прилежная ученица, директор школьного музея космонавтики. В средних классах – книгоноша школьной библиотеки. В старших классах активизировала мою жизнь историк Августа Ивановна Ванькова – явный лидер среди учителей школы. До сих пор общаемся.

В школе благодаря учителям школы, активу комсомольской жизни получила навыки организаторской работы, умение работать в команде, сохранять оптимизм, и всегда находить выход из ситуации, искать нестандартные решения.

Школу вспоминаю всегда с благодарностью, ностальгия. Жаль, архив школьного музея не сохранился, а там было много свидетельств того, как мы жгли!

Николай Петров
Анастасия Хорошева