«Режиссёр должен уметь всё!»: Как молодой режиссёр из Гайнского района по России и зарубежью спектакли ставит

Максим Меламедов из Гайн 10 с лишним лет идёт по творческому пути. Набирается опыта в Орском драмтеатре, ставит учебные спектакли за рубежом. Он по-прежнему тесно связан с родными Гайнами, здесь живут его родители, брат, бабушка. По приезде проводит творческие встречи в районной библиотеке. Откликается на просьбы местных журналистов рассказать о своей учёбе и профессии на страницах газеты. Вот и сегодня давайте узнаем у него кое-что новенькое.

— Во-первых, хочется спросить, какие недавние события в учёбе, работе Вам, Максим, особенно запомнились?

— Наверное, поездка в Болгарию.

— Как Вам работалось над спектаклем в Болгарии? Важен ли вообще язык в работе режиссёра? Болгары, молодое поколение, вряд ли говорят на русском. Как объясняли актерам творческую задачу?

— С болгарами работалось очень круто! Интересно было всё! Я один в центре Софии, не зная болгарского языка, месяц жил в такой необычной атмосфере. У меня был переводчик, через которого я общался с актёрами, это тоже своеобразный процесс. Мне и им было одновременно интересно друг с другом. Одна особенность такой работы: когда ты не знаешь языка и актёры что-то играют на сцене, ты следишь пристально за их поведением, жестами, интонациями. Поэтому я требовал от актёра острой игры и проникновения в партнёра, чтобы спектакль мог смотреть человек другой национальности, не зная болгарского, и ему было бы всё понятно, что происходит.

— Театр в городе Орске Оренбургской области – это Ваше начало и как актёра, и как режиссёра… Читала в интернете, что Вы там недавно поставили с успехом спектакль «Сганарель, или Мнимый рогоносец» по Мольеру. Орский театр – это как наш окружной драмтеатр, они по жизни соперники. Если бы Вас, Максим, пригласили в Кудымкар поставить спектакль, что это за постановка бы была и почему?

— Если бы Кудымкар пригласил ставить спектакль, подумал бы, как сделать классику на коми-пермяцком. Мне интересен опыт работы в национальных театрах на родном языке. Если не это, то просто что-то классическое!

— В Орске Вы начинали актёром. А как пришло желание попробовать себя в режиссуре? Можно ли научиться профессии режиссёра? Как развить в себе творческие и организаторские способности?

— У актера часто приходит желание на каком-то этапе попробовать себя в режиссуре. Однако, не каждый может увлечь, заразить, объединить компанию людей поверить ему и пойти за ним. Это сложно, в этом состоит загадка этой странной профессии. Всему остальному можно научиться. Именно научиться, самому. Научить тебя ставить правильные спектакли никто не сможет. А если ты поймёшь, что научили, – беги из профессии или меняй что-то в себе. Можно поставить 100 спектаклей и на 101-ом облажаться. Всегда новый спектакль — это всё сначала, всё как будто по-другому. Надо забывать, что ты умеешь и знаешь, открывать для себя и актёров новые горизонты, чтобы вам самим этот процесс был интересен. Все способности, творческие и организационные, ты развиваешь в институте. На личной практике, на своих личных ошибках. Подчёркиваю, только на своих!

Максим Меламедов, 29 лет, родился в посёлке Гайны Пермской области. В 2008-2011 гг. учился в Пермском колледже искусств и культуры (режиссёр театра), дипломный спектакль по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». В 2011-2015 гг. работал актёром в различных проектах, снимал короткометражные фильмы, один из которых – «Васильки» - участвовал во множестве российских и международных фестивалях. В 2015 году был зачислен в труппу Орского драматического театра им А. С. Пушкина в качестве актёра. Прослужил в театре один сезон и поставил в качестве режиссера спектакль по современной пьесе Л. Духаниной «Неужели меня нет», который за 4 года побывал на международном театральном фестивале «Балауса» (Казахстан) и фестивале «Смоленский ковчег». В 2016 году поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет, в мастерскую народного артиста РФ Леонида Хейфеца. В августе 2019 года был приглашен Орским театром в качестве режиссёра, где поставил спектакль по пьесе Ж.-Б. Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец». В декабре 2019 года по наставлению мастера курса и ректора ГИТИСа был отправлен в Болгарию, в «Национальную академию театрального и киноискусства» (НАТФИЗ), где поставил в качестве режиссера спектакль по инсценировке Олега Богаева и очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль является участником международного студенческого фестиваля «Твой шанс». В данный момент Максим Меламедов является выпускником 4 курса, поставил дипломный спектакль по пьесе М. Метерлинка «Чудо святого Антония». В апреле 2020 года спектакль получил Гран-при на международном студенческом фестивале «Твой шанс». Теперь спектакль «Чудо святого Антония» будет идти целый сезон в театральном центре «На Страстном».

— Режиссёр — профессия штучная и зависимая от других людей (актёров, других служащих театра и т. д.). К тому же она «не отпускает» сутками. И не радует огромной зарплатой. Так кто идёт в режиссёры? Чем Вас лично эта профессия привлекла?

— Согласен, не идут в творчество за большим рублём! А кто и идёт, у того либо ничего не получается, либо это просто бизнесмены. Идут в эту профессию, на мой взгляд, люди «определённой группы крови», которые готовы положить свою жизнь, чтобы занимается только этим. Это в какой-то степени ненормальные люди, им важен процесс, а не результат. Им просто это очень нравится! Привлекла меня профессия своей тайной, загадкой, открытием для себя других миров, которые ты можешь сам создавать, это прекрасно!

— Что значит «учиться в мастерской Хейфеца»?

— Мастерская Леонида Хейфеца легендарна своей историей. Леонид Ефимович учился у Марии Осиповны Кнебель, она же перенимала учения у самого Станиславского, играла у него в спектакле и сидела на репетициях, в итоге написала книгу по режиссуре, по которой до сих пор учится весь мир. Хейфец – это, прежде всего, профессионал, режиссёр, мастер своего дела, учил и учит нас процессу медленному, неторопливому, внимательному разбору пьесы, во главе которой в итоге стоит автор, а потом актёр, который вместе с режиссёром этого автора хотят понять.

— Какие предметы будущим режиссёрам преподают? Какой экзамен для Вас — главный? Где проходит практика?

— Предметы разные. От истории театра до исторического фехтования. Режиссёр должен уметь всё, как актёр, и ещё больше. Сам выбираешь, что для тебя главное в профессии, это всё индивидуально! Практика проходит в театрах, этот вопрос решают педагоги и помогают студенту, договариваются с театрами о сотрудничестве.

— Какие «открытия» для себя Вы сделали во время учёбы? Трудно в ГИТИСе учиться или легко? Может, сейчас иначе, чем поначалу?

— Сложно назвать какое-то одно открытие, их было всегда много в процессе обучения. Наверное, не открыл, а подтвердилось осознание, что люблю то, чем занимаюсь! Первые два курса было настолько тяжело, что я, бывало, «ревел» в метро и думал, что же, блин, вам от меня надо… Я приносил этюды и был уверен, что это класс, но всё это было педагогами не принято… Постепенно, к 3 курсу, что-то начало получаться и стало легче, свободнее. Иногда надо не слушать педагогов и понимать, что ты делаешь круто, иначе можешь потерять себя и уйти куда-то не туда.

— Как обычно у Вас проходит день? Где и во сколько начинается, во сколько заканчивается?

— Мой день начинается обычно с кофе и прогулки. Думаешь, слушаешь музыку в метро, придумываешь какие-то этюды, сцены, всё это так или иначе всегда подготовка перед репетицией, которая предстоит. Надо же что-то интересное на ней рассасывать актёрам, делиться открытиями, наблюдениями и так далее.

— Ваши ближайшие планы?

— Ближайшее планы – работать! Мне нравится репетировать и создавать что-то вместе с компанией людей, которая тоже этого хочет.

Беседовала Галина Лунегова

Фото из личного архива Максима Меламедова.

Материал публикуется в рамках конкурса «Премия Новикова».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ