Светлый лик: Как семинаристка из Кудымкарского района иконы пишет

22-летняя Юлия Отинова из деревни Внуково Кудымкарского района учится в Перми на иконописца, заканчивает четвёртый курс Пермской Духовной семинарии.

В Кудымкарский район семья девушки вернулась из краевого центра, когда Юлии было 13 лет. Поначалу это была обычная светская семья, но постепенно они стали ходить в храм – Свято-Никольскую церковь в Кудымкаре. Юля любила после литургии подходить к Казанской иконе Божией матери, говорить с Богородицей о наболевшем.

Одной из первых икон Юли также стала икона Богородицы – список с иконы Иверской иконы Пресвятой Богородицы, с некоторыми изменениями. Икону девушка написала за три месяца, а оценили её работу в 15 тысяч рублей.

— Писать иконы студенты начинают в разное время. Это зависит от степени подготовки, знаний, умений, способностей. Кто-то с первого курса начинает писать, а я, как среднестатистический студент, написала свою первую икону в конце второго курса, – рассказывает Юлия.

Обычно первые два курса студенты пишут на так называемых таблетках – особых досках, покрытых левкасом (грунтом). Так они приобретают навыки иконописания, изучают каноны, технику темперной живописи, которая пришла к нам ещё из Византии.

Сначала пишут пейзажи – горочки, деревья, воду, животных. Потом изучают писание ликов, учатся писать руки, ноги, волосы. Всё это, несмотря на кажущуюся простоту многих изображений, очень сложно познать.

Написать первую икону студенту доверяют лишь тогда, когда наставник видит, что он к этому готов. Но икона – труд не только иконописца. Многое зависит и от столяра, и от левкасчика. Поэтому даже средства от продажи работ делятся на всех, кто принимал в ней участие. Все материалы для иконописи исключительно натуральные. Даже краска – чаще всего перетёртые в порошок минералы. Левкас готовится на основе рыбьего клея или желатина. Всё только натуральное – потому что икона пишется на века и потому что Богу следует отдавать только самое лучшее и прекрасное.

Юлия Отинова за работой. Фото: из личного архива героя публикации.

На одну икону можно потратить несколько месяцев – это зависит от многих факторов, в первую очередь от техники и сложности рисунка. Размер не так важен. Юля вспоминает, что как-то писала параллельно две иконы – Рождества Пресвятой Богородицы – высотой около 30 сантиметров и миниатюрную иконку мученицы Иулиании Карфагенской. С большой иконой справилась за три месяца, а на маленькую ушло полгода.

Первые художественные навыки Юля начала развивать в Верх-Иньвенской школе искусств у преподавателя Татьяны Некрасовой. Закончила школу по классу ИЗО на одни пятёрки.

– Мне нравится всякого рода творчество – признается Юлия. – С детства занималась художественной гимнастикой, ходила в театральный кружок, шила мягкие игрушки, вязать очень люблю. Люблю что-то мастерить. Когда–то фотоальбом смастерила для своего учителя. И животных очень люблю. До четвёртого класса хотела стать ветеринаром, а в садике – экологом. У меня какая-то тяга к травам. Собираю их и чаи завариваю, изучаю, какая травка для чего полезна. Нравится их рассматривать, собирать букеты.

Хотя учёба стоит у девушки на первом месте, она находит время на общение с природой. Благо, Свято-Троицкий мужской монастырь, при котором находится иконописная мастерская, где занимается Юля, находится в Перми рядом с Райским садом и Мотовилихинским прудом, так что возможность пройтись и подышать свежим воздухом у девушки есть.

В женском общежитии, где живёт девушка – семейная атмосфера. Иконописцев немного – всего человек двенадцать. Находится время на творчество – фотографию, чтение, вязание, видеомонтаж или графический дизайн. В общежитии даже кошек разрешают держать. Дома, конечно же, лучше.

Сейчас Юля ненадолго вернулась в Пермь на практику, нужно дописать свою восьмую или девятую икону, и требуется  помощь руководителя.

Конкурс на иконописное отделение небольшой, но поступить туда не так просто. Главным образом смотрят на человека, его сердце, его отношение к церкви, а потом уже на его способности. Школа иконописцев и общежитие находятся при мужском монастыре, хотя и за его оградой. Потому, кроме соблюдения церковных постов, здесь строгая дисциплина и дополнительные требования – одеваться нужно не вызывающе, носить платок, а юбки длиной ниже колена или по щиколотку.

Кроме собственно иконописи, на иконописном отделении изучают живопись, академический рисунок, основы реставрации.

– Икона – богословие в красках, поэтому у нас преподают догматическое богословие, основное богословие. Также важны История церковного искусства, религиоведение, иконография, священная библейская история, история Ветхого и Нового завета и другие. Мои любимые предметы – история древнерусского и византийского искусства, иконопись и рисунок, – рассказывает наша семинаристка.

На первых порах, вспоминает Юля, ей очень помогли уроки отца Венедикта в воскресной школе при кудымкарском Свято-Никольском храме. С ним воспитанники школы разбирали молитвы, изучали облачение священника, другие вещи. На иконописном отделении изучали то же, хотя более углублённо.

По словам девушки, по окончании иконописного отделения выпускники сами выбирают себе дорогу, распределения нет. Можно остаться в иконописной мастерской «Добро», при которой работает иконописное отделение – писать и реставрировать иконы; можно работать самостоятельно или стать преподавателем в семинарии или воскресной школе.

Икона Богородицы. Юлия Отинова. Фото: из личного архива героя публикации.

– Конечно, выпускник иконописного отделения может заниматься живописью, но это не та высота, которой его учили, ведь искусство иконописи воздействует не только на душевную, но и на духовную сферу человека. Икона соединяет в себе божественное с человеческим. Это окно в горний (вышний) мир, это гораздо выше, чем просто живопись. Поэтому для выпускника иконописного отделения иконопись будет всегда на первом месте, – говорит Юля. – Я уверена, что поступила именно туда, где я нужна была. Я чувствую, что начало моего жизненного пути должно было быть именно здесь, в иконописной школе Пермской Духовной Семинарии. Здесь я не только учусь иконописи, я учусь жизни – я не знала, что она так полна: учусь любить, терпеть, прощать, бороться и добиваться цели, организовывать своё время, свою жизнь, строить отношения с людьми. У каждого человека свой путь. Чувствую что я на своём пути, чувствую себя в своей тарелке. Это важно – чувствовать, что говорит сердце.

Николай Петров

Фото из личного архива Юлии Отиновой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ