Кудымкарский байкер строит в отевском карьере общественную трассу для мотокросса

Какие моменты из далёкого детства вы помните всю жизнь? Александр Мальцев помнит первую поездку за рулём дядькиного мотоцикла Урал. Парнишке было тогда четыре года. Но чувство нарастающей мощи, когда газуешь на огромном железном звере, до сих пор с ним. Хватило одной поездки, чтоб мотоциклы стали страстью всей жизни.

ЧУТЬ ИЗ ДОМУ НЕ ВЫГНАЛИ

– В десять лет отец купил нам с братом «Запорожец», – вспоминает Александр, чтоб мы учились ездить. А в тринадцать, когда автомобиль «встал на колени», я поменял его на мотоцикл «Восход». За это меня чуть из дому не выгнали. Но я был настойчив в своём решении.

Через полгода после «Восхода» я купил «Урал». Был я тогда в седьмом или восьмом классе. Одна беда – он не заводился. Перепробовал всё, что мог, напряг всю – родню, знакомых, кто что-то понимал в технике – «Урал» всё-таки поехал. Потом полкласса приходило ко мне после школы – кататься на «Урале», а потом ковыряться в нём.

В 2008 купил ещё один мотоцикл – ИЖ Планета-5 – и через два года начал  на нём путешествия. Гонял в Екатеринбург, Ижевск, Чердынь, Березники, Пермь и по всему краю.

В это же время пошёл в секцию мотокросса в пермской спортшколе «Нортон Юниор». Пришёл в школу, там кроссовые мотоциклы стоят красивые, люди ходят в экипировке. Подошёл, мол, хочу записаться на мотокросс. Спрашивают, сколько лет.

– Девятнадцать.

– Не возьмём. Нужно с самого детства идти в мотокросс.

Сказать, что юноша был зол – это ничего не сказать. Но он сказал себе, что будет заниматься мотокроссом во что бы то ни стало.

Мотокросс – гонки на мототехнике по замкнутой трассе с искусственными препятствиями.

Тогда же он узнал, что в Перми есть соревнования по мотогонкам. Зимой, в декабре 2010-го, была первая гонка, на которой Мальцев с друзьями из Кудымкара, на удивление всем, занял первое место. Следующие пять лет они участвовали в гонках каждый год. Три раза занимали призовые места.

В 2013 году – четыре года спустя, как ему отказали в школе мотогонщиков, он сделал ещё шаг к мечте – купил кроссовый мотоцикл, HondaCRF250, экипировку и начал гонять везде, где можно и нельзя.

Потом взял мотоцикл помощнее, потом – ещё мощнее и на мотоцикле KawasakiKX450 в 2018 году прошёл этап Пермского края по мотокроссу: этап проходит в Перми, Березниках, Добрянке, Лысьве, Усть-Кишерти, Кизеле, Чайковском…

ПЕРЕЛОМНЫЙ ГОД

Этот год стал переломным. Александр воплотил в жизнь свою мечту, доказал своё право считаться мотокроссменом, и окунулся в мотокроссовую жизнь целиком, завёл много знакомых, которые буквально живут этим видом спорта. Оказалось, нет строгих правил, нужны лишь мотоцикл, экипировка и желание соревноваться. Тренировочные трассы спортсмены устраивают сами, а соревнования проводятся несколько раз в месяц на специально подготовленных трассах. Краевая власть мотогонки особо не поддерживает, ведь спорт довольно дорогой. Но пермские ребята – представители команды «Нортон юниор» из одноимённой школы мотокросса – единственной в крае – принимают участие во всероссийских соревнованиях.

Спорт и в самом деле дорогой. После гонок пришлось мотоцикл продать – на обычную зарплату содержать его трудно. Одни запчасти чего стоят! По дорогам общего пользования «своим ходом» кроссовым мотоциклам ездить запрещено – только по специально подготовленной трассе, а до трассы их перевозят в прицепе.

Есть и другие сложности. Мотокросс – спорт не для слабаков. Когда стартует 25 мотоциклов в ряд – это мощный заряд адреналина. А если ты хочешь стать первым из них – готовься много тренироваться, ну и без падений не обходится. Свежи воспоминания о сложнейшей трассе в Чайковском, где на соревнованиях «падали» пять человек, а двоим понадобилась медицинская помощь. Скорая всегда дежурит на подобных соревнованиях.

ПОШЁЛ ДО КОНЦА

Ещё в 2015 году появилась мысль взять в аренду Отевский карьер. Но документально оформить его было очень сложно. Только на бумажные дела ушло четыре года. Особенно трудно было перевести территорию бывшего карьера из сельскохозяйственных земель в спортивные объекты.

– Был период, когда хотелось бросить эту идею,– вспоминает мотоциклист. Но когда я готов был сдаться, один человек сказал мне:

– Достанется тебе по неотступности.

– И я решил идти до конца

И вот в прошлом году, после многих кабинетов, кадастровых работ и других заморочек, на руках у спортсмена был документ на землю, который даёт ему право соорудить в бывшем карьере полноценную трассу. Через два месяца к участку подвели электричество. Теперь можно и освещение соорудить, и сварочный аппарат подцепить, и мойку после мотогонок устроить.

Проект трассы уже готов. Его подготовили с мастером спорта по мотокроссу пермяком Александром Коковякиным. Это будет одна из лучших трасс в крае, с заявкой на проведение этапа краевого кубка по мотокроссу.

Строительство трассы на участке в три с половиной гектара, по прикидкам Александра Мальцева, обойдётся в полмиллиона рублей.

МОТОЛЕГЕНДЫ

Но где их взять? Из-за финансовых трудностей пришлось продать часть мототехники, какая была. А прошло её через руки Александра немало. Больше всего запомнились советский М-72 1949 года выпуска – копия трофейного BMW-R 71 и «чёрная ворона» – венгерская «Паннония Т1» 1961 года.

– Дух захватывает, когда прикасаешься к истории. У М-72 подвеска сухая, на нём каждую яму чувствуешь. Ехать на нём можно не быстрее 70-80 километров в час. А по дорогам времен Отечественной войны, наверное, и того медленнее. Зато звук у мотоцикла классный. И работа мотора чувствуется. В 2016 и 2017 году на 9 мая мы гоняли на этом «трофее» по городу, катали всех желающих и устраивали фотосессии, – вспоминает Александр.

Пришлось продать и «Паннонию». В советское время эта марка ценилась не меньше «Явы». Несмотря на небольшой объём двигателя – всего 250 кубических сантиметров – венгерский мотоцикл «подрывает» очень бодро!

Дорогу осилит идущий! Судьба сама подсказала, как можно найти деньги на проект. В этом году Мальцев узнал, что такое– краудфандинг.

Краудфандинг (дословно – «финансирование толпой») – «народное бюджетирование», когда люди добровольно объединяют 
деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать усилия и проекты других людей или организаций.

Проект строительства трассы Мальцев разместил этой весной на сайте planeta.ru– крупнейшей площадке краудфандинговых проектов. Здесь собирали деньги на записи альбомов групп «БИ-2» и «Алиса», новые серии мультсериала «Масяня», книги, фильмы, интернет-сайты, пекарни, магазины и многое другое.

В МЕНЯ НЕ ВЕРИЛИ

– В меня не верили. Были скептики, которые говорили, что ничего не получится. Но сегодня у нас есть земля, есть проект, есть команда, техника, электричество, есть человек, который готов строить эту трассу – говорит Александр Мальцев.

Поддержать проект можно «просто так», можно приобрести товары партнёров проекта. Можно оплатить услуги, например, купить место для своей рекламы, зарезервировать место на ВИП-трибуне или право прокатиться по готовой трассе. Можно выровнять часть трассы на грейдере, тем самым внести частичку своего труда!

Если всё пойдёт как надо, трасса будет готова уже к осени. Нужно будет время на усадку, из-за чего в этом году соревнований мы пока не увидим. А вот зимой, возможно, нас ждёт новая мотогонка «Зимогон», типа тех, что Александр «на ура» проводил в 2015 и 2018 годах.

Кроме трассы с препятствиями, здесь будут подъездная дорога, стоянка, тротуары и беседки для зрителей, видеонаблюдение, освещение, пруд и детская площадка.

МОТОКРОСС ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Мотокросс, кстати, для Коми округа не в новинку. В разные годы в Кудымкаре было несколько секций для активных студентов. Выступали ребята из автошколы ДОСААФ, Лесного и Сельхозтехникумов. Было две трассы – на Быстром и у аэропорта, на которых проводились даже областные соревнования.

Александр Мальцев не просто собирается возродить мотокросс в Коми округе. В бывшем карьере будет центр экстремальных видов спорта. Трасса будет общедоступной для мотоциклов, велосипедов, квадроциклов, страйкболистов и трейлраннеров (это те, кто по горам, холмам и лесам бегает), а зимой – для легкового автокросса.

Поддержать проект можно по адресу https://planeta.ru/campaigns/moto81 .

Не дайте активной молодёжи, у которой энергия бьёт через край, раскиснуть в недрах девайсов и гаджетов. Дайте возможность бесстрашным испытать себя на родной земле! И пусть у тех, кто любит крутить гайки, появится ещё одно место, где он может найти себя – не за тридевять земель, а здесь, в Коми округе! Александр Мальцев

Николай Петров

Фото из личного архива Александра Мальцева.