22-27 октября на базе Коми-Пермяцкого театра прошёл II межнациональный театральный фестиваль «Сообщение»

Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого театра:

Тема фестиваля этого года — «Театр о театре». 2019 год в России объявлен Годом театра, и когда как не сейчас поговорить об этом? Мы задали участникам вопрос — Что такое «театральность» для вашего театра сегодня? Их выступления и стали ответом.

Спектакли, представленные в программе, показали, что подход к театральному творчеству может быть очень разным. Зрители в этом убедились. Значительно расширилась география фестиваля. Теперь среди участников не только театры из соседних регионов, но и относительно удалённые от нас Карелия и Марий Эл.

Афиша фестиваля:

22-27 октября 2019

  • 22 октября — «Корабль дураков». Театр-студия «Грань» (г. Новокуйбышевск). Режиссёр — Денис Бокурадзе.

Мы привычно говорим о «мрачном средневековье» и опрометчиво забываем, что эта эпоха знала немало яркого и светлого, что рядом с этой «мрачностью» всегда находилось место для озорной, порой достаточно грубой и циничной шутки.

Со спектаклем «Корабль дураков» состоялось открытие фестиваля. Артисты творили что-то невообразимое, зал очень живо на всё реагировал. Лучшего начала для фестиваля нельзя было и придумать!

  • 23 октября — «Песни синего неба». Горномарийский драматический театр (Республика Марий Эл). Режиссёр — Ольга Искоскина.

Действие спектакля происходит в годы Великой Отечественной войны. Три советских солдата оказались после концлагеря в финском хуторе в качестве батраков. Основная сюжетная линия закручивается вокруг Катрин дочери хозяина хутора и пленного русского солдата Андрея, которые, полюбив в друг друга, оказываются в ситуации сложного выбора между долгом и чувством.

Многие зрители отметили, что артисты Горномарийского театра работают с невероятной самоотдачей и энтузиазмом, заряжая зрителей энергией и стимулируя внимательно следить за происходящим на сцене.

  • 25 октября — «Сын-медведь». Национальный театр Республики Карелия (г. Петрозаводск). Режиссёр — Вячеслав Поляков.

Жили-были муж и жена. Но не было у них детей. Так и доживали бы они свой век одинокими, если бы не встретился мужу в лесу Медведь да не попросился бы к тому в сыновья. А как поселился в доме стариков Сын-Медведь, так и начались Чудеса: и терема богатые строятся, и мосты хрустальные возводятся, и невеста к Сыну-Медведю сватается — царская дочь.

Прелесть этого спектакля в деталях: национальные музыкальные инструменты, которые замечательно звучат и задают атмосферу; костюмы и маски, позволяющие артистам моментально перевоплощаться. Отдельно хочется отметить языковую полифонию этого спектакля. Основное повествование идёт на русском, но параллельно звучат северные языки — финский, карельский. Переплетаясь, они делают речь какой-то нездешней, будто звучащей из глубины веков.

Среди зрителей были преимущественно дети, и они смотрели спектакль затаив дыхание. Ни ерзанья, ни перешептывания. Казалось, они были полностью захвачены происходящим и лишь изредка вскакивали со своих мест, чтобы лучше разглядеть действие.

 

  • 25 октября — «Летели качели». Камерный театр «Новая драма» (г. Пермь). Режиссёр — Марина Оленева.

Спектакль «Летели качели» о сложности перехода из детского сознания во взрослое. О невозможности взросления человека, сознание которого подвергалось мощному психологическому воздействию отца, с детства задавившего волю сына так, что тому не оставалось ничего другого, кроме как уйти в мир песен своего подросткового кумира Егора Летова.

Острое и бесцеремонное высказывание о современных людях, «сотворивших себе кумира». Культовый рокер Егор Летов даже после своей кончины продолжает владеть умами. Но избавить своих последователей от тотального одиночества не под силу и ему.

Публика на спектакле оказалась очень разная, и сложно было распознать её реакцию на происходящее. Аплодисменты в конце были сдержанными. Не скупыми от разочарования, а такими, будто зрители оказались придавлены и глубоко задумались над увиденным.

 

  • 26 октября — «Марьино поле». Кировский областной драматический театр (г. Киров). Режиссёр – Евгений Ланцов.

«Марьино поле» — притча-путешествие по границам человеческого сознания, спектакль о любви – вечной, красивой, той, что вне времени и пространства… Герои истории переплывают таинственную небесную реку и попадают в мир, где все их желания сбываются, стоит лишь протянуть руку!

Удивительно разнообразен этот спектакль. Из будничной разговорной драмы он легко перекидывается в абсурдистскую сказку. Зритель словно проваливается в омут, где видит коллективную память русских женщин. Она избирательна, и сохраняет не факты, а эмоции.

В спектакле очень сильный финал. Он все объясняет и превращает локальную историю в горький пересказ судьбы женщины, вечной вдовы, вынужденной жить в мире, где война не кончается. Спектакль вызывает сильнейший эмоциональный отклик зала. Тема зла, которое несёт война, своей актуальности, к сожалению, не теряет.


  • 27 октября — «Баба Шанель». Коляда-Театр (г. Екатеринбург). Режиссёр — Николай Коляда».

Спектакль начинается с весёлого застолья. Актовый зал ДК ВОГ (Всероссийского Общества Глухих) празднично украшен по случаю 10-летия ансамбля русской песни «Наитие». Участницы ансамбля — пять разномастных старушек. Всем им далеко за 60, но так хочется жить, хочется любить и быть любимыми. Тем более что руководитель ансамбля «Наитие» — молодой баянист Сергей, в которого все старушки тайно влюблены. Весёлое застолье рушится с появлением Розы — новой участницы ансамбля, которой уготована роль солистки.

 

Последним в рамках фестиваля «Сообщение» был показан спектакль «Коляда-Театра» под названием «Баба Шанель». Редкий случай, когда автор пьесы, которая легла в основу постановки, и режиссёр — это один и тот же человек. Николай Коляда пишет об окружающей действительности с беспощадной честностью. А зрители грустят и смеются на его спектаклях, как нигде. Порой одновременно. И кажется, нет для него запретных тем и приёмов. Цинизм, мат, шутки про смерть. И при всём при этом «Баба Шанель» — невероятно жизнеутверждающий спектакль. Парадокс.

 

 

Дополнительная программа: 

22-27 октября 2019  

  • 23-25 октября — Мастер-класс по сценической речи. Ведущая — Ирина Максимова, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера ПГИИК (г. Пермь). Вход свободный;
  • 26 октября — Лекция о современном театре и особенностях взаимодействия в российском театральном пространстве. Читает — театральный критик Глеб Ситковский;
  • 22 и 27 октября — для гостей фестиваля — мастер-класс по коми-пермяцкой кухне в исполнении лучших мастеров ресторана «Национальный»;
  • Также для участников и гостей фестиваля в театре организованы выставки: «Театр в отражении национальной культуры», «Театр через текст. Прошлое и будущее русской драматургии», «Лица театрального Прикамья». В дни показов выставки доступны для всех желающих.

 

Итоги фестиваля. Гран-при, лучшие роли, специальные призы.

 

Фестиваль проходил на конкурсной основе. В составе жюри были известные театральные критики: Глеб Ситковский, Елена Малинина, Александрина Шаклеева. В итоге, награды распределились следующим образом:

  • Гран-При II межнационального фестиваля «Сообщение» — «Корабль дураков», Театр-студия «Грань» (г. Новокуйбышевск);
  • Приз за Лучшую мужскую роль — Алексей Корсуков за роль Стаса в спектакле «Летели качели» Камерного театра «Новая драма» (г. Пермь);
  • Приз за Лучшую женскую роль — Юлия Бокурадзе за роль Дамы, Матери-Кумушки в спектакле «Корабль дураков» Театра-студии «Грань» (г. Новокуйбышевск);
  • Приз за Лучшую режиссуру — Вячеслав Поляков за спектакль «Сын-медведь», Национальный театр республики Карелия (г. Петрозаводск);
  • Специальный приз от Ассоциации театральных критиков — спектакль «Летели качели», Камерный театр «Новая драма» (г. Пермь). Режиссер — Марина Оленева

Каждый участник фестиваля приехал со своим посланием (сообщением) — спектаклем, произведением искусства как к зрителям округа, так и к своим коллегам. В процессе работы было осуществлено СООБЩЕНИЕ между театрами и территориями. Создано единое пространство фестиваля.

Мы уверены, что фестиваль приживётся, пустит корни и создаст новую точку притяжения для творческой, и не только сугубо театральной, общественности.

Фестиваль организован при поддержке Администрации губернатора Пермского края и Министерства культуры Пермского края в рамках проекта «Пермский период. Новое время».

 

Сайт театра: http://teatrkpo.ru

 

Театр в социальных сетях:

https://vk.com/teatrkpo

https://www.facebook.com/teatrkpo

https://www.instagram.com/teatrkpo/

 

Фестиваль «Сообщение» в социальных сетях:

https://vk.com/soofest

https://www.facebook.com/soofest