Займы под залог ювелирных изделий

– Каковы права потребителей при получении займов под залог ювелирных изделий?

На вопрос отвечают в Кудымкарской городской прокуроре:

– Такие услуги вправе оказывать исключительно ломбарды – специализированные коммерческие организации (юридические лица), основными видами деятельности которых является предоставление краткосрочных займов гражданам, а также хранение вещей. Указанное правило закреплено статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах». Банк России ведёт Государственный реестр ломбардов (далее также – Реестр), который размещён на сайте Банка России и находится в общем доступе. Следовательно, юридические лица, не внесённые в Реестр, а также граждане, в том числе имеющие статус индивидуальных предпринимателей, не вправе оказывать услуги по предоставлению займов под залог ювелирных изделий.

Деятельность ломбардов регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее также – Закон о ломбардах), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Это означает, что при обращении в ломбард гражданин дополнительно к правам, обозначенным соответствующими нормами гражданского законодательства, имеет права, предусмотренные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

В случае нарушения прав заемщика у ломбардов перед потребителем наступает как административная, так и гражданско-правовая ответственность. Например, частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Часть 2 указанной статьи устанавливает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Отношения ломбарда с заёмщиком оформляются залоговым билетом, и одновременно – договором потребительского займа. Залоговый билет – это документ строгой отчётности, имеющий индивидуальный номер. Залоговый билет в обязательном порядке должен содержать наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда); наименование и описание заложенной вещи, позволяющие её идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; сумму оценки заложенной вещи; дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;  процентную ставку по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчёта на один календарный год).

Законом о ломбардах установлено, что гражданин, получивший заём в ломбарде, имеет право в случае реализации ломбардом заложенной вещи за большую по сравнению с полученной гражданином от ломбарда сумму, получить от ломбарда образовавшуюся разницу. Информацию об этом также должен содержать залоговый билет.

Следует отметить, что скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и лома таких изделий ломбардной деятельностью не является.

Кроме того, статья 10 Закона о ломбардах устанавливает для заёмщика так называемый «льготный срок», равный месяцу. Это означает, что, если заём не был погашен заёмщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

Деятельность ломбардов достаточно детально регламентирована государством, что обеспечивает потребителям гарантию защиты их прав при обращении именно в ломбард.

Надзор за соблюдением ломбардами законодательства о защите прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, куда каждый потребитель вправе обратиться в случае, если полагает, что его права нарушены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *