Не видел, не слышал, не читал, но пишет «объективно»…

Василий Гагарин, коми-пермяк:

 

Прочитал в № 10 от 8 марта в рубрике «Мнение» письмо Н. А. Баяндина, где он критикует представителей современной культуры коми-пермяцкого народа и ратует за объективность истории и культуры коми-пермяков. Позвольте не согласиться с его мнением! И я попытаюсь опровергнуть его доводы.

  1. О работе Этнокультурного центра. Я несколько раз бывал на мероприятиях, организуемых центром, и даже выступал несколько раз с докладами на темы истории и культуры коми-пермяков. Работники центра – наиболее образованные и компетентные люди в области национальной культуры. Они проводят краевые научно-практические конференции с привлечением ведущих пермских специалистов в разных областях творчества. Они аккумулируют культуру и особенности всех уголков округа, там выступают ведущие аутентичные фольклорные коллективы, работают народные мастера. Обвинять Этнокультурный центр в незнании истории и культуры нашего народа необъективно.
  2. Половину своего негодования г-н Баяндин обрушил на налобную повязку г-жи Овчинниковой. Он считает, что ничего подобного у нас не было, она должна была надеть соответствующий головной убор и т. д… Позвольте! Валентина Овчинникова поехала на передачу не как экспонат музея! И она вольна стилизовать коми-пермяцкую одежду. А налобная повязка из бересты – это и есть стилизация древнего коми- пермяцкого головного убора. И когда выступают народные коллективы – они тоже вольны стилизовать свои наряды. Но аутентичные фольклорные коллективы выступают уже в чисто коми-пермяцкой одежде, без всякой стилизации.
  3. Далее автор обрушился на наши пöляны. Говорит, что только во время обеда молодёжь баловались этим. А чисто коми-пермяки пели и плясали под «венку» и «тальянку» «Барыню»! Прочитайте внимательно научную монографию Н. Жулановой «О функционировании многоствольных флейт в традиционном быту коми-пермяцкой деревни». Да и наша книжка найдётся – об этом инструменте можно прочитать в книге А. Клещина «Коми-Пермяцкие народные песни»: «Коми-пермяцкий музыкальный инструмент пэляны издавна бытует в Коми крае.». А вот что ранее пишет Николай Рогов: «Пляшут всего чаще припевая одну из нижеследующих песен под звуки ˂…˃ дудки (полян), сделанной из травяного стебля». (Н. Рогов, «Материалы для описания быта пермяков», изд. 1860 г., переиздано в 2008 г.). Известно ли г-ну Баяндину, что культура коми-пермяков неоднородна? Что между северными и южными коми-пермяками отличие не только в произношении «Л» и «В», но и в культуре? То же самое можно сказать о пляске «Тупи-тап». Если в южных районах он не широко распространён, то в северный танцуют эту пляску повсеместно. Вот как это описывает этнограф В. Хлопин в 1847 году: «Танцы пермячек довольно оригинальны. Танцорки становятся, ˂…˃ начинают танцы в один такт, сначала тихо и мерно, а потом сильно притопывают каблуками своих башмаков. Стуку много…». (В. Хлопин «Несколько слов о пермяках» 1847 год, журнал «Московитянин» часть 1-я).
  4. Далее автор возмущён фильмом Анатолия Балуева «Быкобой». Но смотрел ли г-н Баяндин этот фильм? По-видимому – нет! Он пишет: «Когда я увидел первые кадры этого творения, у меня возникло такое чувство возмущения, негодования и недоумения…». Здесь уже чувство недоумения возникает у меня – кадры с обряда только в конце фильма! Из 1 часа 11 минут продолжительности фильма на обряд «идёт» 5 – 7 минут. Этот фильм не про обряд «Быкобой», а о судьбе деревенского паренька (Андрея Гагарина). Читаем далее – «Даже …хозяйки уходили прочь, чтобы…не слышать вой и жалобный стон животного». У вас проблемы и со слухом? Режиссёр при монтаже фильма убрал в этот момент все звуки и вставил церковное песнопение! Это Вы приняли за вой и стон животного?

Про историзм обряда я уже устал спорить, как и о целесообразности самого обряда. Когда в Москве чеченцы пригласили меня на Курбан байрам и зарезали около сотни овец почти в центре города, при большом скоплении людей, наш ДРЕВНИЙ!!! обряд показался детской шалостью. Если вы не доверяете источникам этнографии, то посмотрите хотя бы фотографии быкобоя в Большой Коче.

Ну и порадовал конец статьи! Автор интересуется, есть ли постулат про быкобой в Библии. Но он Библию не читал. Я вот читал Библию, но не с тем, чтобы искать там информацию об истории коми-пермяцкого народа. Ибо даже тот, кто не читал Библию, знает, что древние евреи вряд ли бы упомянули в своих божественных откровениях и пророчествах коми-пермяков.

Итак – автор требует объективности об истинных коми-пермяках и выдуманных. Однако он не читал (и не только Библию), не смотрел и не слышал…

44 45 46

47

Фотоснимки предоставлены автором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *