7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – это один из великих праздников Православной Церкви. В этот день мы вспоминаем, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии – Иисуса Христа, а потом крестит Его в водах реки Иордан.

Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Особенно ярко это иллюстрируется тем, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на литургии, имя Иоанна Предтечи поминается сразу за именем Богородицы. Святая Церковь прославляет его как важнейшего молитвенника за всех христиан, покровителя кающихся.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу – иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом…».

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За это недоверие Господь наказал его: устами архангела повелел ему быть немым в течение девяти месяцев, до времени исполнения пророчества.

Елизавета же была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1,41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит предание, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов – хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн проводил свои дни в молитве и посте. Пищей его были акриды и дикий мед, окружением – безмолвная пустыня, собеседниками – дикая природа и ангелы Божии, а источником духовного возрастания и питания – Дух Божий. Так будущий пророк готовился к проповеди о пришествии Мессии – Спасителя мира.

Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа. Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Самое главное, к чему призывал народ Иоанн Креститель, – к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что же имел в виду Иоанн, когда призывал народ к покаянию? Сегодня многие думают, что покаяться – это осознать свои грехи и признаться в них на исповеди с твёрдым намерением их больше не повторять. Все это правильно. Так и делали те, кто приходил к Иоанну креститься. Но многие чувствовали, что это ещё не всё. Смыть с совести позорные пятна прошлой жизни – это только полдела. Дальше как жить? «… Сотворите же достойные плоды покаяния! — отвечает Иоанн. – У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3,11). Иначе говоря, будь щедрым, будь добрым, будь милосердным. Помогай, делись, делай добро. Или, как было сказано уже много веков назад и потом повторено Спасителем, «возлюби ближнего, как самого себя». Без этих плодов покаяние ущербно, оно не достигает цели и не приводит ко Христу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *