В деревне Порошево состоялся праздник русской печки

В деревне Порошево, что в 20 километрах от села Коса, второй год подряд организуется весёлый праздник русской печки, куда съезжаются гости.

В основном, это творческие коллективы из соседних сёл и бывшие жители этого примечательного уголка Коми-Пермяцкого округа. На первый взгляд, таких уголков по округу множество, но есть в Порошево то, чем оно действительно подкупает. И не только избами с русскими печками.

Дворянское гнездо 

С прибытием в Порошево организаторы направляют делегации в соседнюю деревню Несоли – посетить хозяйство местного жителя Егора Петрова. Конный двор и вся лошадиная упряжь Егору достались от отца. С сыном вдвоём они построили добротные дворы, где держали скот, лошадей. Отца Егора нет уже 17 лет, а хозяйская усадьба сохранилась по сей день, только живности в нём уже нет. Все также стоят грабли, сани, телеги. С механизацией крестьянского труда они утратили своё предназначение. Вот и стал хозяйский двор музеем под открытым небом. У нынешнего хозяина Егора Петрова дети все разъехались из родного гнезда, как и другие жители деревни. Сейчас в деревне Несоли проживают 19 человек.

Месим, мелем и поём

Пора и обратно в Порошево. На въезде всех гостей просят замесить тесто в старинной кадушке мутовкой, как это делали наши бабушки. А затем гости направляются в центр села, где для них уготованы ещё сюрпризы. Для начала надо спеть частушку, чтобы заработать полкило зерна, которое затем можно смолоть на ручной мельнице. Сейчас же ручная мельница больше похожа на забаву, хотя мука из него выходит как «базарская». Организаторы привезли мельницу из Пятигор, говорят, лет пять назад она ещё использовалась в быту.

А чтобы веселей было молоть, на улице развлекали частушечницы из села Пуксиб, используя в качестве аккомпанемента свои голоса. Как говорят участники коллектива «Сьöлöмгаж», раньше с гармонистами в деревне было туго, поэтому их заменяли голосами и звуками. Один распевает: «Ну, да ну, да ну, да ну». Другой: «Гычи-гичи, гычи-гич». Третий: «Ики-ики-ырöш ики». Под эти «наигрыши» солист распевает частушку. Получается оркестр без инструментов.

Мы дрова эти распилим

Чтобы растопить русскую печь, необходимо было изготовить дрова. Готовые бревна гости распиливали ручной пилой на «козле», затем сами же кололи. В распилке и рубке дров наряду с жителями участвовал депутат краевого Законодательного Собрания Михаил Осокин. У него всё так ловко получалось – не зря, говорят, избранник из народа! К тому времени растопилась русская печка, и тесто подошло на славу. Каждый желающий мог разложить шаньги на противень, дождаться, когда испекутся, и вкусно поесть.

Пестер для Обамы

Побывать в Порошево и не зайти к народному мастеру Прикамья Анатолию Останину было бы упущением. В просторной избе кипит жизнь. На столе, словно на ярмарке, выставлены жёлтые новенькие пестера, мочала, матрёшки для раскрашивания, из коробки торчат берестяные гномы и погремушки-шаркунки. Анатолий Иванович с порога начинает разговор:

— Свои пестера недавно видел по телевизору. Выставку показывали из Нью-Йорка. А потом вспомнил, что где-то в 2008 году, когда я впервые выезжал на выставку в Пермь, Чиркунов выкупил много изделий. Так что, возможно, мой пестер сейчас Барак Обама носит.

Печка – душа дома

Павел Панов не может нарадоваться на сына-печника, который складывает русскую печь в миниатюре на удивленье гостям:

– Мне кажется, правильно складывает, — умиляется Павел Панов. – Не первую же печку делает. Даже в Кудымкаре шабашил. Раньше вот из глины печку ставили, она и служила долго…

– Ну что ты, на улице 21-ый век, какая глинобитная печь? – перебивает отца сын Андрей Панов.

За свою «печную» деятельность Андрей сложил уже больше десятка печей. Но только из кирпича. Причём, печной кирпич от строительного отличается по технологии производства, говорит печник Андрей Панов. Печной кирпич обжигают при высоких температурах, его сломать непросто. А строительный делают с примесями, добавками, прессуют, сушат. Его молотком можно сломать.

Только про печку здесь и ведутся разговоры.

— У меня печка дома есть, – с гордостью говорит гость из деревни Чазёво Владимир Пономарев. – А как же? На ней, пожалуйста, одежду суши, скотине картошку вари, зимой бока грей. Никакие сушилки так не просушат обувь, рабочие варежки, как печка. А еда какая получается! Мясо никогда на газу так не сварится. Я уже хотел, было, разобрать, но пока не буду.

Празднику – ход

Кое-что о празднике. После обхода деревни и посещения интерактивных площадок гостей собрали возле местного дома культуры. Здесь всё уже уготовано для веселья: сцена, подарки, речи. К гостям и жителям обратился глава Косинского района Евгений Анфалов:

— Русская печка обогревала людей, кормила, поила, лечила, она всегда стояла в центре дома и приближала всех домочадцев. Никогда ни чудо-печи, ни обогреватели, ни электроплитки не заменят русскую печь, — сказал он.

Поддержали его глава Косинского сельского поселения Виктор Юркин, начальник отдела этнокультурного развития окружного министерства Виталий Баяндин и другие не менее почётные гости. Всем гостям выдали по деревянной ложке и попросили зачерпнуть и отведать каши из печки. А потом каждому подарили печной атрибут – ухват. Фестиваль продолжился концертными номерами и общим застольем с национальными блюдами.

Марина Суханова, заведующая этноцентром Пермского дома народного творчества:

— Мы много лет уже курируем проект «59 фестивалей 59 региона». На празднике русской печки я впервые. Очень люблю Косинские праздники, мы с симпатией относимся к организаторам, поддерживаем их. Косинцы, конечно, отличаются, потому что это не только сцена, не только ярмарка, а здесь задействована вся деревня. Приезжаешь сюда и всегда приятно смотреть, как оживает старинная деревенская жизнь.

 

Ирина Дульцева, фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *