Пока нет нового – живём по-старому

 19 декабря в городе Перми состоялось обсуждение планируемого перехода на новую схему сбора и вывоза бытовых отходов. Встреча прошла в формате круглого стола с участием Леонида Мокрушина, первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края – начальника управления энергетики и ЖКХ.

На обсуждение были приглашены главы муниципальных образований Пермского края, в том числе и Коми-Пермяцкого округа, которые могли задать наболевшие вопросы по поводу ожидаемых изменений в правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Напомним, закон в части твёрдых коммунальных отходов (ТКО) должен был заработать в полной мере с 1 января 2017 года. Но на деле оказалось, что ни один регион не может работать по новым правилам. Законодатели, понимая, что в один миг новая система не заработает, и есть опасность возникновения мусорного «коллапса», решили отодвинуть её применение на более поздний срок – с 1 января 2019 года. Одно понятно – пока не будут созданы новые объекты для временного хранения и сбора мусора, жить будем по старым схемам.

Ближайшие два года будут проходить подготовительные и разъяснительные работы в части обеспечения перехода всех регионов на новую схему обращения с мусором. До сих пор нет ответа на вопрос, что будет с тарифами на вывоз ТКО.

Как пояснил Леонид Мокрушин, заниматься организацией всех мусорных «передвижений» должен региональный оператор, на чьи плечи ляжет обязанность по заключению договоров на обслуживание населения. Региональный оператор должен охватить своими услугами по сбору и вывозу мусора каждого жителя региона. Пока что планы по назначению конкурса по выбору регионального оператора были отложены.

– Первыми что-то начинать – набивать шишки – всегда сложнее, поэтому мы посмотрим на три региона, которые уже объявили конкурс по выбору регоператора, — говорит Мокрушин. – У нас на сегодня утверждена схема обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, она размещена на сайте Министерства строительства и ЖКХ Пермского края. Уже подготовлена конкурсная документация по выбору регионального оператора. Мы ориентируемся примерно на 1 июля 2017 года. Но первые полгода всё равно будут «обкаточные».

Леонид Викторович отметил, что схема не константна, и в процессе работы¸ если возникнет необходимость, она может быть изменена. Но пока будет действовать в утверждённом сейчас виде.

Есть сложности с введением новых правил сбора и вывоза ТКО. В первую очередь, загвоздка в реализации законов возникает из-за того, что не вся нормативная база есть даже на федеральном уровне. В итоге, когда решение вопроса перекладывается в практическую плоскость, появляется много нестыковок.

Про тариф и конкурс

Известно, что региональный оператор будет выбираться на конкурсной основе на десять лет. Это будет вид концессионного соглашения, согласно которому инвестор сначала вложит свои деньги, а затем будет получать плату за сбор мусора. Предполагаемая окупаемость такого проекта, подсчитанная разработчиками, составит около 7 лет. Вот тут и встают два главных вопроса, которые волнует  население. Первый – насколько повышен будет тариф за мусор, и где будут размещаться площадки для хранения отходов.

По мнению Мокрушина, скорее всего, будет взята некая «психологическая» планка, к примеру, в сто рублей с человека в месяц. Но такие суммы явно не будут одобрены, особенно сельским населением. И об этом открыто заявили присутствующие на встрече главы муниципальных образований, мотивируя тем, что на селе большинство бытовых отходов используется вторично. К примеру, очистки – на корм, бумага и картон – на розжиг, а основной мусор там – это пакеты и пластик. А вот городские жители несут на свалку все отходы жизнедеятельности. Региональные чиновники на это замечают, что тариф будет для всех един, поскольку разделение платы по объёмам либо по километражу доставки будет не вполне справедливым.

Поскольку оператор будет обслуживать регион, то тариф и предполагается усреднённый – для всех единый. И обязанность по предоставлению услуги и выставлению счёта для её оплаты будет лежать на регоператоре.

Региональный оператор после победы на конкурсе должен, так же по конкурсу, заключить договора с местными перевозчиками, которые будут на местах заниматься сбором и перевозкой отходов. И это не будут «трактора с тележками», этим смогут заниматься только те перевозчики, деятельность которых лицензирована. В конкурсах могут участвовать и муниципальные унитарные предприятия, если имеют соответствующую технику и готовы заниматься сбором и перевозкой ТКО.

Регоператора при этом обяжут формировать лоты так, чтобы их смогли потянуть местные перевозчики.

Наказание за свалку

Также региональные власти решили, что на мусоре пока нужно экономить, то есть, выбирать менее затратные способы избавления от него. На сегодня это – захоронение. Правда, почему-то никто не задумывается о последствиях, которые ждут население, живущее вблизи свалок, да и за многие километры от них. Экологический ущерб, нанесённый природе, в дальнейшем сказывается и на человеке.

Одно из новшеств в борьбе со стихийным мусором – это обязательное наказание за свалку. Если раньше за большинство стихийных свалок отвечала администрация муниципального образования. То сейчас будет устанавливаться собственник земельного участка, на котором образовалось место сбора отходов. Нести ответственность и платить штраф за организацию свалки будет только собственник земельного участка, который допустил подобное нарушение.

Впрочем, ответственность частично ляжет и на плечи регионального оператора, если он не будет выполнять предписанные ему условия. А за долги более двух месяцев перед полигоном последует расторжение соглашения.

Кстати, на регионального оператора, как участника концессионного соглашения, возлагается обязанность по созданию необходимых площадок для хранения и накопления бытовых отходов. На сегодня в целом в Пермском крае существует 21 перегрузочная станция, 7 площадок и 6 полигонов. Но этого явно не достаточно для сбора всего мусора, который «производит» население и предприятия региона. Примерный максимум, который будет разделять пункты сбора, хранения и захоронения (станции, полигоны и площадки), — это 70 км. Везти дальше экономически не выгодно, поскольку в таком случае тариф значительно вырастет.

Между тем, не абсолютно весь мусор будет складироваться. Первоначально он будет отсортирован, тот, что может быть пущен в обработку (к примеру, картон, бумага), и лишь тот, что не подлежит переработке, будет спрессован и захоронен.

 

Вероника Казанцева.

Фото из архива редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *