Дорога ложка к концерту. Юрлинские первоклашки увлеклись игрой на ложках

В Юрлинской начальной школе первоклашки осваивают новый для них музыкальный инструмент — деревянные ложки. С нового учебного года здесь действует коллектив ложкарей «Скоморошина». Просто стучать ложками им уже неинтересно, вместе с руководителем Ириной Ковшевной ребята придумывают всё новые композиции и выступают с концертами.

Дети уже знают, что концертные ложки должны быть расписные. Ручка у них должна быть прямая, чтобы было удобнее держать.  Фото: Ирина Дульцева, «Парма».
Дети уже знают, что концертные ложки должны быть расписные. Ручка у них должна быть прямая, чтобы было удобнее держать.
Фото: Ирина Дульцева, «Парма».

— Капелька, горка: длинная, короткая, кулачок, эхо, — перечисляет Карина Черемных свои теоретические знания по «ложкарному искусству». И с радостью их применяет на практике вместе другими с 11-тью участниками коллектива.
Идея создать ансамбль ложкарей в школе, у Ирины Степановны возникла неслучайно. Три года назад она приехала из г. Ревды Свердловской области в Юрлу на постоянное место жительства. С тех пор в местной школе искусств преподает класс баяна и аккордеона. А с нового учебного года собрала коллектив ложкарей в местной начальной школе. В Ревде у неё уже был большой опыт обучения детей игре на ложках. Поначалу юрлинцы не восприняли затею, мол, не ново это ложками стучать. Но Ирина Степановна смогла убедить, что ложки — это не просто старинный инструмент, но и весьма полезный для детей, особенно первоклашек.


— Когда занимаешься на ложках, у нас массажируются пальцы, которые в дальнейшем держат ручку, — говорит Ирина Степановна. — Ложки очень полезны для мелкой и крупной моторики. Развивается и ритм. Психологи и музыкальные педагоги говорят, что ритм – это одно из самых таких способностей, которые очень слабо, медленно развиваются. Но если изначально заниматься, то чувство ритма можно вывести в правильное русло. А ритм-это не просто музыкальная способность, и по исследованиям, и давно известным фактам, развитый ритм, это и память, и интеллект и так далее. Недаром Пифагор был хорошим музыкантом, и был математиком. То есть, это всё взаимосвязано. А когда нас зрители впервые увидели, поняли, что, что ложки это действительно кладезь: и духовности, и развития. Я вообще хотела собрать коллектив из одних мальчишек, а потом мне показалось, что как-то скучновато будет, ведь ложки — это всё-таки фольклор, а у меня по ходу ведения кружка будут и сценки, и игры, поэтому без девочек тут никуда.
Ребята действительно многому уже научились. Говорят, что это очень весело, хотя, бывает и трудно. И к ложкам относиться надо как к любому музыкальному инструменту – бережно, не бросать, не ломать.
— Ребята с удовольствием меня воспринимают. Когда я захожу в класс, они уже знают, если Ирина Степановна пришла, значит, будет какая-то радость, будет какой-то праздник. Они все меня обнимают и интересуются, когда же будет репетиция. И даже когда я просто пришла узнать расписание, они тут же хватают ложки.
Учатся играть ребята на двух ложках, но в предыдущих коллективах солисты могли достигать и до 12 ложек. Вместе с ложками Ирина Ковшевная передает детям любовь к народной культуре.

Ирина Ковшевная учит детей играть на баяне и на ложках. Фото: Ирина Дульцева, «Парма».
Ирина Ковшевная учит детей играть на баяне и на ложках. Фото: Ирина Дульцева, «Парма».

— Я веду фольклор, мы поём русские народные песни, причем, мы поём песню как в старину, и не просто поем, а играем: и с танцем, и с сценическим движением, и с театральностью, и вообще, народное творчество предполагает игру, игру во всём.
Концертные ложки исключительно должны быть расписные. Ручка у них должна быть прямая, чтобы было удобнее держать. А сам черпачок должен быть не очень большим и не толстым, вот тогда будет удобнее играть. Каждая пара ложек имеет разный тембр.
Ирина Ковшевная — музыкант с высшим образованием. Окончила консерваторское отделение Челябинского института культуры. Приехала в Юрлу с двумя детьми. Старшая, Любовь — студентка Пермского колледжа искусств и культуры. Она окончила музыкальную школу по классу скрипки, но ложки в её жизни занимают далеко не последнее место. При поступлении в колледж она исполнила композицию с ложками, где были задействованы и обычные деревнянные, и маленькие, и даже поварешки. Спустя полгода учёбы в колледже на «Студенческой весне» Любовь Ковшевная с этой же композицией заняла первое место. Её выступление вызвало шквал аплодисментов и на открытии фестиваля «Русский остров» в Юрлинском районе в 2015 году. Младшему сыну Ирины Георгию 6 лет.
Ирина Степановна рассказала и своей жизни на селе. Преуспевает в школе и в огороде. До этого огородничеством она никогда не занималась, а тут и кабачки, и тыквы начала выращивать. Но с музыкой не расстается, даже если деревенская жизнь отнимает немало времени.
— Село –1 это это то место, где не совсем серьезно воспринимают музыкальную деятельность, то есть, для них занятие музыкой — это просто как времяпровождение, чтобы просто занять ребенка. А мне хочется как профессионалу, если я преподаю в музыкальной школе, дать музыкальное образование-это как первая ступень, и в дальнейшем уже ребёнка направить на музыкальную стезю. Мне бы так хотелось. Есть некоторые родители, которые нацелены на это и понимают, что их дети способны.
Приобщать к музыке Ирина Степановна пытается разными способами. Вскоре должна состояться премьера мюзикла по сказке собственного сочинения. Вместе с преподавателем из школы искусств Екатериной Булдаковой она выиграла грант в сумме 55 тысяч рублей на реализацию проекта «Искрой забытого искусства». Сумма небольшая, но достаточная на постановку мюзикла. Сейчас шьются костюмы и идут репетиции. Вдобавок Ирина Ковшевная обучает музыкальному искусству детей из соседних школ – из Вятчинской и Юмской, чтобы и другие дети имели возможность поиграть на инструменте, научиться петь и понимать классическую музыку.

Screenshot_21ЛОЖКИ. Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. В отличие от обычных столовых деревянных ложек, выделываются они из более твёрдых пород дерева. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. В XIX – XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой.

Ирина Дульцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *