Небо зовёт

Кудымкарские авиаторы делятся впечатлениями от поездки на всероссийский слёт сверхлёгкой авиации

Поездку на слёт в Нефтекамск (Башкортостан) мы запланировали давно. Слёт начался 16 июля, а выехать удалось только 17 числа. Поехали налегке, не взяли свой «дельтик». Во-первых, прогноз погоды был нелётный, во-вторых, он у нас уже далеко не новый, и показывать своим коллегам его, наверное, не очень корректно — с момента выпуска партии «Экспрессов» (марка аппарата), прогресс шагнул далеко вперёд, хотя его лётные характеристики довольно хороши, и даже собираюсь полетать на нём на Чемпионате Европы, который пройдёт в Польше в августе.
В общем, мы — я и мой сын Денис — выехали из Кудымкара в надежде повидать друзей, увидеть новую технику, посмотреть авиашоу.


При подьезде к Перми начался проливной дождь, облака постепенно опускались к земле, в общем, прогноз оправдывался, а проезжая Чернушинский район, мы вообще попали в нулевую видимость.
Решили ехать напрямую через Куеду на Янаул, а затем и в Нефтекамск. Оказалось около 20 километров, после границы края идёт грунтовая дорога, и в условиях дождя наша скорость была довольно медленной.
К вечеру мы приехали в аэропорт Нефтекамска. Здание аэропорта выглядит просто шикарно. По программе развития региональных авиаперевозок в Башкирии отремонтировали несколько аэропортов, в том числе и аэропорт Нефтекамска.
Пройдя через проходную, идя на регистрацию участников, я тут же встретился со многими своими знакомыми, участвовавшими на слётах и соревнованиях ещё прошлого века и начала нынешнего. В общем, объятия и расспросы. И, конечно, было приятно увидеть знакомые лица и узнать, как у них складывается лётная жизнь.
Например, Максим Меркулов из Волгодонска, ранее летавший на дельталётах, сейчас владелец небольшой авиакомпании, специализирующейся на авиахимработах. У него 13 самолётов. Сюда он прилетел на новом самолёте марки «Спорт круизёр», который начала выпускать фирма из Таганрога. Между прочим, очень хороший самолёт. Мне удалось на нём пролететь, и осталось очень приятное впечатление. Во-первых, кабина очень комфортабельна, во-вторых, аппарат напичкан электроникой и при настройке самолёт сам взлетает, летит по заданному маршруту, может самостоятельно приземлиться и даже зарулить на стоянку. Если раньше подобными возможностями обладали только большие самолёты, то сейчас этой авионикой могут оснащаться и маленькие аппараты.
Тут же встретился Андрей Кузнецов из Ижевска, он тоже раньше летал на дельтиках. Сейчас он хозяин и конструктор фирмы, выпускающей автожиры (гиролёты). Поставляет их в Европу и даже в США. А на слёт привёз два своих детища — одноместный и двухместный гиролёты.
И, конечно, давнишние знакомые из Кумертау и Уфы, прилетевшие на слёт на различных самолётах.
Вообще география прилетевших самолётов была обширна – от Ростова на Дону с юга, Кингисеппа с запада, Омска с востока, Петрозаводска с севера и, конечно, центральных областей и республик. Погода внесла свои коррективы, многие планировавшие прибыть, просто не смогли прилететь из-за неблагоприятных метеоусловий. Даже наши пермские экипажи смогли прилететь только под завершение слёта.
Вечер прошёл очень хорошо: в компании своих единомышленников, в задушевных разговорах, песнях под гитару и аккомпанемент взлетающих и приземляющих аппаратов — благо дождь прекратился, и появились просветы в облаках.
А уже в полной темноте парашютисты устроили феерическое зрелище, прыгнув с самолёта АН-2 с большой высоты с фонариками. В просветах облаков светились звёзды и среди них, как НЛО, крутились над нами яркие светлячки, с шумом подлетая к земле, приземлялись в свете автомобильных фар и аэродромных огней.
Ночь прошла спокойно. Устроились мы в палаточном городке, собрав свою палатку. В лагере проведено электричество, вода, невдалеке прочие бытовые удобства — душ, туалет, мусорка. Всё как в Европе, очень удобно.
Спать, правда, пришлось недолго. С 5 утра загудели моторы, а стоянка самолётов была прямо за палатками. И самолёты один за другим пошли в воздух. Погода наступила хорошая. Началась чехарда в воздухе — одни взлетали, другие садились, третьи крутили пилотаж невдалеке. И так до 10 утра. В перерывах между полётами пилоты и мы ходили по стоянкам аппаратов и их осматривали, расспрашивали хозяев техники об особенностях и характеристиках их машин.
В 10 утра нас собрали в зале для брифинга и там мы составили программу показательных выступлений перед зрителями, которых пригласили на авиашоу.
К 12 часам площадка перед взлётной полосой началась заполняться зрителями из города и близлежащих селений. И началось авиашоу, которое открылось построением в небе парашютистами звезды, а затем непрерывно в течение трёх с половиной часов показывали своё мастерство пилотажные самолёты, непредназначенные для пилотажа, но выполнявшие сложные фигуры в воздухе, дельталёты, летающие между надувными пилонами, и гиролёт, танцующий в воздухе танго. Летали и группами на разнотипных аппаратах, и соло, также таскали рекламные баннеры за самолётами. И все полёты комментировались по громкой связи на весь аэродром профессиональными ведущими.
После авиашоу шёл концерт авторской авиационной песни, а за сценой продолжались полёты и прыгали парашютисты. Все желающие могли пролететь на Ан-2 и на некоторых из самолётов.
Зрители могли купить различные сувениры и подарки у предпринимателей, которые развернули свои палатки на площадке перед аэродромом.
После завершения праздника и нам с Денисом удалось полетать на «Саванне» и «Спорт круизёре». Денис и до этого летал на самолётах, а на дельталёте вообще обычное дело, но здесь ему доверили управление самолётом, и он с этим справился.
Вечером состоялось официальное закрытие слёта с вручением призов и подарков.
Затем меня в числе организаторов пригласили на прогулку на катере по Кармановскому водохранилищу, а потом состоялось «неофициальное» закрытие слёта с традиционными разговорами про авиацию и караоке.
Ночь прошла быстро, и опять в 5 часов утра нас разбудил рёв моторов, но на этот раз самолёты только взлетали и уходили на маршруты, ведущие домой.
Собрались и мы, и после недолгого прощания поехали домой.
На этот раз мы поехали через Оханск, сократив при этом путь, приблизительно километров на 100, и проплыв на пароме через Каму в условиях грозы. Было не по себе, когда молнии били в воду невдалеке от парома, и в то же время восхитительно, наблюдая мощь стихии.
В Кудымкар мы приехали довольно рано. В дневном свете наш городок показался (опять как обычно после дальних поездок) таким запущенным, неухоженным, грязным. Особенно в контрасте с башкирскими и татарскими селениями, не говоря уже о европейских городках, где мне довелось побывать. А много усилий и не требуется, чтоб привести наш город в порядок, надо только людям, отвечающим за это, захотеть, ну и нам, жителям славного Кудымкара.
В ближайшем будущем, как только позволит погода, мы снова с аэропорта Кудымкара будем выполнять ознакомительные полёты на дельталёте и на парапланах в районе выезда из города в сторону Белоево. Всех, кто хочет приобщиться к полётам, мы с удовольствием встретим, всё покажем, научим и подымем в воздух.
О нашей деятельности можно узнать в интернете: в группах «Вконтакте» «Аэроклуб Кудымкар» и «Полёт на параплане Кудымкар».

Александр Рычков,
председатель Кудымкарского аэроспортклуба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *