Скрипка, пой

Вместо табуреток школьники из Юсьвинского района на уроках труда делают редкие музыкальные инструменты

Урчит, щемит, скрипит, ревет, плачет, смеется. Старинный музыкальный инструмент коми народов – сигудőк  — в умелых руках способен на многое. Но традиция его изготовления в Коми округе долгое время считалась утерянной, а секреты — забытыми. Пока однажды 17-летний парнишка, потомственный музыкант из села Архангельское, не воспринял всерьез идею своих учителей сделать настоящий сигудőк. Теперь в его родном ансамбле «Пőлянок» аж две коми скрипки.

 — Долгое время сигудőк в Коми-Пермяцком округе не использовался, — говорит Святослав Кривощеков. —  Он есть у ансамбля «Шондібан», но с ним они не выступают. Последними, кто играл на публике, были знаменитые сестры Сизовы из Кочевского района.

В архангельском ансамбле «Пőлянок», где Святослав занимается с малых лет,  и так была масса инструментов – пőляны, ложки, пубарабан, балалайка. Но после одного из выступлений на очередном конкурсе по инициативе руководителя ансамбля Альбины Баяндиной было решено сделать ещё один – сигудőк. Чтоб было, чем впредь удивлять жюри.

За работу взялись Святослав, у которого в роду все гармонисты, а прадедушка делал сигудки на всю округу, и его учитель по технологии Николай Калин.

Нашли чертеж из книги «Коми народные музыкальные инструменты», заготовили материалы – сосну, ветки березы и конский волос. Закипела работа. Самым сложным, как говорит Святослав, было настроить инструмент, заставить звучать. Помог преподаватель Кудымкарской школы искусств Георгий Садинов. В итоге ансамбль «Пőлянок» получил два сигудка – сделанные Святославом и его учителем, и теперь удивляет публику игрой на уникальном музыкальном инструменте. А Святослав благодаря своей работе выиграл краевой этап олимпиады по технологии и, закончив 11-ый класс, думает поступать в Пермь – на инженера или на гуманитарную специальность.

 

Кстати:  

 

Скрипка Кылосова
Скрипки Кылосова стоят от 130 тысяч рублей. Они представляют для скрипачей большую ценность. (фото с Avito)

                        Скрипичный мастер из Юсьвы славил весь Советский Союз

Андрей Кылосов  – уникальный в масштабах Коми округа человек. Единственный скрипичных дел мастер, самоучка, на скрипках которого, считали за честь играть лучшие музыканты Советского Союза.

Он родился в 1908 году в деревне Афонино Юсьвинского района. Под руководством отца плотничал, работал в сельской кузнице. Учился в театральной студии и играл роли в Коми-Пермяцком драматическом театре, пока не увлекся изготовлением скрипок. Свою первую скрипку смастерил из березы в 1932 году. До всего доходил сам. Искал, экспериментировал, изобретал. Придумывал и делал сам специальные грунты и инструменты (в том числе и для настройки скрипки без вскрытия). Поначалу мастер-самоучка устроился на Свердловскую фабрику Музремпромкомбината. Позже стал мастером по ремонту скрипичных инструментов Свердловской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Абсолютный музыкальный слух и упорный труд позволяли ему добиваться идеального звучания инструментов.
Комиссия, созванная по инициативе Свердловского городского отдела искусств (1950), установила, что скрипка Андрея Кылосова «обладает великолепными концертными качествами в смысле силы тембра звука, ровностью в звучании четырех струн и крайних регистров».
Скрипка с девизом «Думка» заняла 3-е место на всесоюзном прослушивании скрипок советских мастеров (1957) и была отправлена в г. Познань (Польша) для участия в III Международном конкурсе скрипичных мастеров им. Генриха Венявского (1957). Скрипки Кылосова демонстрировались на Международном конкурсе на лучшее звучание и мастерство исполнения инструментов, входящих в струнный квартет, в г. Льеже (Бельгия, 1963), на III Всесоюзном конкурсе мастеров смычковых инструментов (1970) и других конкурсах.
Он был известен как один из лучших мастеров Советского Союза в Бельгии, Чехословакии, Болгарии, Польше и других странах. За 40 лет Андрей Семенович создал более 200 скрипок. Ими пользовались Д. Ойстрах, В. Ф. Беляев, Б. С. Фишман и другие талантливые исполнители. Все они прекрасно отзывались о мастере и его творениях. «Инструмент обладает мягким и благородным звуком, исключительно приятным тембром, что приближает его к лучшим образцам итальянских мастеров», — писал лауреат всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей А. Лещинский.
К 50-летию консерватории (1984) в честь Андрея Кылосова была изготовлена памятная медаль. Умер мастер в 1979 году.

(по материалам kudportal.ru)

Ольга СТОРОЖЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *