Язык сохраняем и поддерживаем

На этнических конференциях и форумах часто говорится о поддержке и развитии коми-пермяцкого языка и культуры. Но дальше разговоров редко следуют конкретные дела. Прежде всего, этой проблемой должны быть озадачены власти на различных уровнях. Опыт Кудымкарского района могут изучить и перенять другие муниципалитеты. Им они поделились на очередном заседании Координационного совета при Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа по вопросам сохранения и развития коми-пермяцкого языка и культуры, которое прошло в с. Верх-Иньва.
В Кудымкарском районе полным ходом идет реализация муниципальной программы, в частности, пункт сохранения элементов и традиций национальной культуры. Только на пошив концертных костюмов для Белоевского ДК из бюджета района было выделено 1 млн. 845 тыс. рублей, закуплено оборудование для работы с глиной, приобретено жилье для специалиста В-Иньвенской ДШИ. Почти в каждой крупной школе действуют фольклорные кружки и самодеятельные коллективы, на пошив костюмов для их выступлений в 2013 году ушло 786 тысяч рублей. Выделяются средства на поддержку народных промыслов. Так, народному мастеру Прикамья Татьяне Кудымовой было выделено 100 тысяч рублей, по 300 тысяч рублей направлено двум предприятиям, занимающимся ткачеством половиков. Как выразилась замглавы администрации района Галина Симанова, район готов помочь с приобретением костюмов, лишь бы дети пели коми-пермяцкие песни.
Проблемы сохранения языка бурно обсудили как власти, так и учителя-практики. В Верх-Иньвенской школе родной язык и литература, как предметы, изучаются в двух классах: 5б (15 человек) и 8б (12 чел.). Остальные учащиеся с 1 по 9 класс изучают язык факультативно. Учитель выстраивает урок таким образом, чтобы заинтересовать детей культурой и языком Коми края. Если раньше родители сопротивлялись занятиям по изучению языка, то сегодня у них взгляды поменялись. Дети с интересом ходят на уроки, в их речи появляются новые слова. Результат показывает, что коми язык не мешает развитию их детей, а только способствует. Это всё прекрасно, но члены Координационного совета увидели проблему в другом. Скажем, в Разинской школе коми-пермяцкий язык изучают как предмет. После окончания начальной школы дети переходят в среднее звено — в Верх-Иньвенскую школу. Но там они будут изучать язык на факультативном уровне, и пойдет обратный процесс. И такая ситуация не в одной школе. На совете даны рекомендации подумать над этим вопросом как педагогам, так и районным властям.
В целом опыт Кудымкарского района в части реализации и поддержки языка и культуры был одобрен. Здесь проживает коренное коми-пермяцкое население. Школьники всегда показывают хорошие результаты в олимпиадах по родному языку, а фольклорные коллективы защищают честь округа на региональных и международных уровнях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *