В Кудымкаре резко сократилось число детей, изучающих коми-пермяцкий язык

В Кудымкаре резко уменьшилось количество детей, изучающих коми-пермяцкий язык. Речь идёт о школьниках четвёртых классов. Тревожные тенденции обсудили на апрельском заседании координационного совета по вопросам сохранения и развития коми-пермяцкого языка и культуры при Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа.

Что имеем – тому учим

Слово было дано представителям системы образования города Кудымкара, которые непосредственно работают с детьми. Первым с докладом выступил Сергей Калин, начальник управления образования администрации города Кудымкара. Он в самом начале своего выступления объявил свою позицию по отношению к языку: «Я против сохранения, я – за развитие». Объяснив, что сохранение предполагает некую «консервацию», а развитие – это как раз продвижение, освоение и распространение. Сергей Петрович рассказал о реализации этнокультурного компонента в содержании образования в подведомственных учреждениях Кудымкара. Сергей Петрович подтвердил, что количество учащихся четвёртых классов, изучающих коми-пермяцкий язык и традиции, в сравнении с показателями последних лет, резко уменьшилось. Тогда как второклассников и третьеклассников – немного выросло. Такие плачевные тенденции выступающим объяснил объективными факторами: это обусловлено нагрузкой четвероклашек другими предметами. В частности, речь идёт о новшестве – основах религиозных культур, которые начинают изучать с четвёртого класса. Поскольку предмет не является основным, то его ставят в программу изучения за счёт сокращения часов других дополнительных (факультативных) предметов. Вот тут-то и были урезаны часы коми-пермяцкого языка.

Далее выступающий рассказал о системе, по которой городские дети знакомятся с коми-пермяцким языком, традициями, культурой. Всё начинается с дошкольного возраста, в детском саду. Здесь идёт постепенное погружение в культурную среду за счёт знакомства с праздниками, традиционными ремёслами и промыслами, бытом и одеждой коми-пермяков. В основной школе дети в добавок к вышеназванному начинают факультативно изучать коми-пермяцкий язык. Также знакомством проходит через уроки литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, географии, истории, технологии.

Проблемы в изучении

Однако, как подчеркнул Сергей Калин, при изучении языка в детском саду и школе учителя сталкиваются с определённым рядом проблем. Тут и нежелание некоторых родителей, которые против, чтобы их ребёнок был дополнительно загружен «посторонними», «ненужными» учебными материалами. Тут и отсутствие глубоких познаний языка у самих учителей, отсутствие достаточных методических материалов, которые могли бы пригодиться учителям. Есть и другие проблемы, связанные с отсутствием языковой среды, в которой дети могли бы успешнее осваивать коми-пермяцкий язык. В городе, где общение происходит на русском языке, коми-пермяцкий для изучения идёт сложнее, чем в сельских территориях.

Не бросили начатое

Однако, даже при наличии препятствующих факторов, есть в городе передовики, которые успешно работают в том числе и по составленным своими силами программам, давая возможность детям узнать родной язык. В качестве положительных примеров были заслушаны представители детского сада, школы и учреждения дополнительного образования.

Валентина Хорошева, старший воспитатель детского сада № 27 «Колокольчик» города Кудымкара, рассказала об опыте работы по изучению детьми коми-пермяцкого языка и культуры. За три года в дошкольном учреждении были реализованы несколько проектов. Кстати, о них мы писали в газете в прошлом году. Это и «вечный» календарь коми-пермяков, и проект открытия ресурсного центра на базе детсада, и открытие 3D-музея в учреждении. Материалов разработано много, все они реализованы за счёт победы в различных конкурсах грантов. Валентина Ивановна отметила, что работать по грантам – это очень большой плюс, от этого выигрывает и учреждение, и педагоги, и дети, поскольку продукт, полученный в результате реализации проекта, служит ещё очень долгое время.

Ольга Остроносова, заместитель директора по учебно-методической работе школы № 1, рассказала об опыте работы по изучению родного языка в среднем звене обучения. Татьяна Бражкина, директор ДЮЦ «Радуга» также обозначила основные моменты, через которые детей приучают к коми-пермяцкой культуре.

Вот и пришли

Обсуждение свелось к тому, что в городе нет системного подхода к обучению детей коми-пермяцкому языку. Изучение исключительно факультативно больших плодов не принесёт. Участники координационного совета пришли к выводу, что городу нужен крупный сетевой проект, который бы объединял несколько учреждений, позволяя системно обучать детей коми-пермяцкому языку. Правда, пока не сошлись во мнении, кто выступит «главным».

Вероника КАЗАНЦЕВА

Фото: Николай Петров, «Парма»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *