И музыка по-новому звучит…

На прошлой неделе в Кудымкаре прошёл трёхдневный интенсив по коми-пермяцким песням в современном звучании. Эта работа была запланирована проектом «Виль шы», получившем президентский грант.

Немного ранее, с декабря прошлого года, когда проект получил одобрение на федеральном уровне, участники проекта совершили «путешествие» по деревням и сёлам Коми-Пермяцкого округа.

– Мы искали коми-пермяцкие песни. И мы нашли, их нам спели бабушки, – рассказывает Вера Мехоношина, одна из разработчиков проекта «Виль шы». – Было интересно услышать другое звучание некоторых знакомых текстов, увидеть разницу в напевах на разных территориях.

Для чего это нужно? Вера говорит просто и без стеснения: «Обидно, что у нас, коми-пермяков, нет своей родной музыки, под которую могла бы танцевать наша молодёжь, и нет по-современному звучащих песен, которые могла бы петь молодёжь. Как мы тогда сохраним свой язык и культуру, если работаем по старинке?» Понимая, что ситуацию надо менять в корне, Вера пошла дальше. Проект «Виль шы» направлен как раз на то, чтобы взять «старое» (то есть, песни, которые пели ещё наши бабушки), добавить что-то «новое» (музыку, напевы, голоса) и получить конечный продукт, который будет популярен в молодёжной среде.

Поскольку «полевой этап» прошёл, были записаны несколько песен, то настала пора «учиться». И в качестве наставников были приглашены «люди из-за бугра» – из соседних Ижевска и Перми. Это Ольга Ирисова и Мария Ханыкова (музыкальный проект «Вербное воскресенье», Ижевск), Владислав Цыганов (пионер ижевской электронной музыки, известен под псевдонимом InSideDigan), участники пермского музыкального проекта «Седой Урал», фолк-группа «Шай-Май» (наши «ласточки» в осовременивании коми-пермяцких песен).

 

Концерт: кто на чём

Первое знакомство с современной этномузыкой не окружного происхождения для кудымкарской публики состоялось в прошлый четверг, 22 марта, в баре «Пермяк». В тот вечер здесь было не протолкнуться. Гостей приветствовали авторы проекта «Виль шы» Вера Мехоношина (мы её знаем, как основателя творческой мастерской «Горт») и Марина Белавина, куратор образовательной части проекта. К вышеперечисленным именитым наставникам и участникам «Виль шы» присоединились и девочки из Детской школы искусств села Юсьва под руководством педагога Елены Николаевой, потомок знаменитых сестёр Сизовых (пӧляны ещё никто не забыл?) – Татьяна Сизова.

Участники проекта выступили с ознакомительным концертом. Играли буквально на всём, что издаёт звуки. Башкир Радик Гарипов из «Седого Урала» освоил игру на коми-пермяцком пöляне, хантыйском струнном нарс-юхе, (манси называют его сангултап), башкирских думбыре (домбре), курае (это инструмент типа флейты) и кубызе (варгане). А ещё Радик радовал собравшихся горловым пением. «Седой Урал» уже много лет занимается популяризацией музыки народов Урала – башкирской, хантыйской, мансийской, русской и коми-пермяцкой. В тот вечер аккомпанировал Радику Сергей Ефимов. Третий участник коллектива – перкуссионист Андрей Михайлов в тот вечер приболел. Влад Цыганов играл на необычном инструменте, который зовут Лилу. Он объединяет в себе два инструмента – танпура и гусли, играет одну мелодию, как шарманка. Ольга и Мария аккомпанировали на перкуссии и било (или лепестковой колокольне).

Сказать, что слушатели было в восторге от выступлений артистов, – это вообще ничего не сказать. Это надо было видеть и слышать! Впрочем, кто не успел – ждите осени. Когда проект «Виль шы» будет завершён, состоится отчётный концерт, на котором будут представлены все «старые песни на новый лад». То есть, уже знакомые и не очень тексты и напевы на коми-пермяцком языке, которые будут звучать более современно.

 

Зов души

Не могли мы не поинтересоваться у участников проекта, как каждый из них пришёл к тому, что у него есть потребность в национальной, родном, но близком по духу – современном звучании.

Мария Ханыкова и Ольга Ирисова (к слову, в прошлом – участница известной удмуртской группы «Птица Тылобурдо») признаются, что это занятие для них – не простое развлечение.

– Мы – дети города. Но наши предки – деревенские. И оттуда к нам идёт желание, потребность творить. Оно просто преломляется в пространстве «здесь и сейчас» через современную манеру пения. Мы не просто повторяем, а переосмысляем по-современному, – поясняет Ольга. – Это не значит, что не может быть места традиционному. Есть этнографические коллективы, которые делают всё так, как бабушки делали. И это важно, это нужно – для определённой категории населения и для сохранения этих истоков. Но есть и другая сторона медали. Каждая песня носила в себе утилитарный, прикладной смысл, характер. Почему в песне-закличке такие громкие и высокие звуки? Потому что происходило так: девки весной выходили на гору и пели в лес. Слушали, как лес отзывается – пошли соки или не пошли. Если соки не пошли – звук один, если пошли – другой. Через голос человек осваивал какое-то пространство вокруг себя – это момент коммуникации. Голос сопровождал деятельность. А сейчас нет какой-то деятельности – и у нас нет этой песни. Есть песнопения, которые, безусловно, важны, как элемент традиции. Например, раньше вопросы жизни или смерти мы сопровождали через песню. Даже у нас есть такая песня, «Горе моё» называется. Когда мы её разучивали, мы сами ревели, потом у нас мамы и тётки на концертах ревели. Через эту песню женщина колоссальный опыт переживания горя передаёт своей дочери. И это опыт, которым, возможно, дочь воспользуется в будущем и передаст дальше.

– Песни – это соцсети прошлого. И эти соцсети – песни есть и сейчас. В них – всё, что связано с человеческими взаимоотношениями, с отношениями «я и мир». В той песне, которую пели бабушки, мы можем найти для себя какую-то поддержку, какие-то точки опоры, – считает Мария. – Может быть, человеку прошлого было проще, потому что он пропевал, сублимировал свои чувства, хорошие ли они были или это было горе, страдания. Они сублимировали это, выпевали и через творчество от этого освобождались. Человеку, не умеющему освобождаться, не умеющему пропевать своё горе, тяжелее. Песню спеть – это как к психологу сходить, но очень хорошему и за бесплатно.

 

Избавление от шаблонов

Но не надо думать, что молодые участники проекта «Виль шы», наставники, артисты, пытаются попрать что-то традиционное, родное, годами нажитое народное песнопение. Они как раз не против этого, они – за то, чтобы эти традиции сохранялись, но не просто на бумаге, а – в жизни. А привить молодым людям любовь к родному, к корням можно только посредством того, что они принимают и понимают. Например, влить текст коми-пермяцкой песни, используя народные инструменты, в новое звучание. Сделать ей красивой и современной. Дать возможность послушать и услышать это творчество, не совсем уходя в массовое искусство.

Шаблон о том, что народная песня – это бабушки в обветшалых нарядах, – уже давно отходит от сознания народа. И надо дать этому сознанию заполниться чем-то привлекательным. Одними из таких «ласточек» на территории Коми-Пермяцкого округа стала группа «Шай-Май». Её участники показали весь арсенал коми-пермяцких инструментов – от берестяных трещоток и погремушек до пöлянов. Хотя одними местными инструментами наши музыканты не ограничиваются. На «вооружении» группы – и русская балалайка, и латиноамериканский кахон – ударный инструмент типа барабана, и много чего интересного.

 

Эксперименты

Концерт показан, и всех участников в последующие три дня ждала интенсивная работа над реализацией проекта. Поставить «на ноги» позабытые песни коми-пермяцкого народа, дать возможность не просто возродиться некоторым из них, но и заставить их звучать по-новому – вот задача, над которой трудились в конце прошлой неделе наши и «не наши» таланты.

Работа была не из лёгких, поскольку не все участники знакомы с коми-пермяцким языком. Благо, организаторы проекта подготовили для всех не просто тексты на коми-пермяцком, но и перевод к ним, чтобы у каждого было представление, о чём поётся. Смешивались тексты, смешивались музыкальные инструменты, смешивались голоса – звучали разные поколения в одно время. Об этом интересном эксперименте (именно так можно назвать творческую работу по отбору песен и музыки для слов) можно говорить бесконечно.

Оценить результат творческого интенсива можно было в воскресенье, 25 марта, на финальном джем-сейшне (так называют вечер, на котором музыканты собираются и импровизируют на любых инструментах без заранее написанного плана). По словам Марины Белавиной, публика на джем-сейшне очень тепло встречала выступавших. Часовая программа удостоилась восторженных откликов от зрителей. За три дня плодотворной работы родилось 11 самых разных композиций. И даже разъехавшись по домам, музыканты не прекратят работы над проектом. Каждый коллектив продолжит записывать композиции у себя дома. Осенью из всего, что получилось, выберут лучшее и запишут диск. А сейчас участники проекта в полном составе получили приглашение от принять участие в этнофестивале «Чудское поле», который состоится летом этого года в парке «Заветный клад» у села Пешнигорт Кудымкарского района.

Участникам «Виль шы» давно понятно, что народная музыка не скучная и архаичная, она может быть современной и модной, она, как и язык, обновляется, развивается, а значит – живёт. И уже не первый год авторы проекта работают над тем, чтобы дать это почувствовать и другим – и молодёжи, и пессимистам, которые поставили крест как на родном языке, так и на народной культуре.

22

23

24

25

26

27

28

P.S.: С нетерпением ждём, что в итоге получится из совместного творчества народного и современного, «бабушкиного» и молодёжного.

 

Николай Петров, Вероника Казанцева.

Фото Николая Петрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *