Цель поста – перемены внутри себя

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, к чему призывает нас Великий пост.

«И вот начался Великий пост. Это время покаяния. И потянется народ к Исповеди. Будут рассказывать, кто съел сырник, кто съел печеньице, а не заметил, что там написано, что оно сливочное, – то есть тяжкие грехи, за которые надо вообще «на костре сжигать»… А на самом деле совершенно не в этом нужно каяться.

А нужно каяться в том, что в тебе нет ни к кому добрых чувств. Что ты безжалостен. Ты равнодушен к тому, кто нуждается. Что нет в тебе ни одного христианского качества. Что ты живёшь только для себя, любимого…

А покаяние есть изменение своей жизни так, чтобы у тебя появились качества христианские. А главное христианское качество заключается в том, что Христос сказал: «Ты делаешь для ближнего без всякой корысти, потому что ты ему сострадаешь». Самое главное дело жизни – не свой домик обеспечить, а помочь ближнему, который к тебе приходит за помощью. И даже не приходит. Потому что один лежит больной – он не может прийти, другой сидит в тюрьме – не может прийти. Третий вообще не знает, куда идти. Если ты христианин, ты должен к нему прийти сам. «А что же, я должен за других думать?» Конечно, не должен, если ты не христианин. А если христианин – да. Ты сначала должен думать о нём, а потом, если время останется, то, может, и о себе. Но только о себе – во вторую очередь.

Возьмём конкретный пример. Допустим, жена твоя состарилась и заболела – ну, бросить её, найти молодую, хорошую и здоровую. С точки зрения здравого смысла так и надо поступать. Или, допустим, у тебя очередь на квартиру подходит, и у другого тоже подходит, а ты дал взятку – и первый получил. С точки зрения здравого смысла – это правильно: подумаешь, дал триста рублей, зато квартиру получил на всю жизнь, так же выгодней. Ну, а что ты приобрел? Жилище. Ну, проживёшь ты ещё 15 – 20 лет, а потом всё равно умрёшь. Значит, ты приобрёл временное. А вечное? А вечное потерял, потому что ты человека обидел, и вместо того, чтобы всю жизнь тебя благодарить, этот человек всю жизнь тебя проклинает. Оказывается, что в этой-то жизни ты приобрёл, а в той потерял.

И так всё время, так каждый день, каждый час. Вот ребёнок пристаёт, а ты устал. Можно сказать: «Отойди, отстань, мне не до тебя». Но когда пройдёт пятнадцать лет, это словечко к тебе вернётся рикошетом. Когда ты обратишься к нему с просьбой, он скажет: «Слушай, отец, отстал бы ты, ты мне надоел». А кто так научил? Ты сам и научил. Поэтому лучше преодолей, лучше потерпи, лучше не раздражайся, лучше не говори зло, потому что обязательно тебе это другим концом по голове даст, обязательно, непременно, иначе просто не бывает, это закон духовной жизни.

И вот если ты в первую очередь живёшь для себя, а не для другого, то, значит, тебе нужно каяться. Не в лишнем съеденном печенье, потому что это всё равно про себя, любимого. А нужно изменить своё сознание. И вот это изменение сознания есть покаяние. Тогда пост будет постом. Мы должны так перестроиться, чтобы постараться хотя бы в течение сорока и ещё семи дней на Страстной седмице пожить христианской жизнью. Хотя бы почувствовать, в чём она. Древние христиане вообще постились – не ели мяса, рыбы – для того, чтобы экономить деньги. А сэкономленные деньги тратили так: раздавали нищим. Или покупали на это одежду, и им эту одежду раздавали. То есть в этом была польза. Это не просто было, так сказать, «заодно похудею». Здоровье, польза – опять же, польза кому? Мне. Чтобы мне было «всё хорошо». Для Бога более отвратительной, чем эта, ситуации нет. Потому что Церковь по Его замыслу, Христову, – это собрание не тех людей, которые себе служат, а собрание людей, которые избирают смыслом своей жизни служение другим. Вот это ставят на первое место. И, если это с человеком произошло, значит, произошло с ним и покаяние. Если нет, то нет.

Поэтому Христос и говорит: «Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи!…» (Мф., 7, 22). А Он скажет: «…отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф., 7, 23).

Потому что жил человек, думал, чувствовал, говорил совсем не по-христиански. Поэтому нам всем в течение нашей жизни предстоит очень большой путь изменения нашего сознания, изменения нашего сердца, изменения направления нашей жизни. Вот только это и является христианством на основании Священного Писания. Спаси всех Господи».

 

Информационная служба Кудымкарской епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *