Основы православной культуры

 С 2012 года в российских школах преподается предмет «Основы православной культуры» (в рамках курса Основ религиозных культур и светской этики). ОПК изучается в 4-м классе в течение одного учебного года. В этом материале мы представляем некоторые высказывания о значении для наших с вами детей данного предмета.

Директор Московской Православной Свято-Петровской гимназии священник Андрей Постернак:

«Беда нашей современной школы в том, что в ней недостаточно решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение.

«Основы православной культуры» – это предмет о том, как ребёнку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь.

Тот же предмет «Основы светской этики» не способен научить наших детей делать нравственный выбор, так как в нем утверждается, например, следующее: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло» (Урок 2. Стр. 7).

Психолог, руководитель центра кризисной психологии (г. Москва) Михаил Хасьминский:

– Я кризисный психолог, мне постоянно приходится работать с людьми, которые не могут справиться с теми или иными жизненными потрясениями, несчастьями, зависимостями. И разбираясь в их ситуациях, я отчетливо вижу, в чем их главная беда. Она – в отсутствии того, что часто называют «жизненным стержнем». У них нет четких убеждений, они не понимают, что абсолютно необходимо, что возможно, что нежелательно, а что категорически недопустимо. Поэтому, сталкиваясь с проблемами и с искушениями, они ломаются. И дело не только в недостатке силы воли – гораздо хуже, что они просто не знают, на что ориентироваться, как поступать в сложных жизненных обстоятельствах. Тут, в этом я глубоко убежден, правильное и хорошее преподавание в школе «Основ православной культуры» уберегло бы многих моих нынешних пациентов от необходимости обращаться ко мне за помощью. ОПК дают реальный шанс структурировать личность ребенка, в отличие от выбираемого некоторыми родителями модуля «Основы светской этики», который является не более чем обзором и перечислением разных человеческих мнений и версий о плохом и хорошем. Но эти версии практически не имеют под собой основания, а значит, не будут восприняты ребенком и не принесут должного результата в процессе его нравственного возрастания.

Духовно-нравственное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия и сами начнут своё религиозно-нравственное обучение – убийственно для их будущего. Ребёнок, лишённый нравственного стержня, быстро поражается грехом, страстями. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты… Разве всё это не вокруг наших детей? Каково их будущее? Сейчас появилась возможность того, что дети получат уже в начальной школе основы христианской культуры и нравственности, которые помогут избежать многих трагедий в жизни.

Самая высочайшая нравственность – христианская нравственность, заложенная в учении Православной Церкви. Даже моральный кодекс коммуниста списан с «Нагорной проповеди» Спасителя. Например, принцип «человек человеку друг, товарищ и брат» – это прямое повторение заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя».

В учебнике по ОПК доступным языком раскрываются такие важные темы, как «совесть и раскаяние», «милосердие и сострадание», «золотое правило этики», «зачем творить добро?», «христианская семья» и другое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *