О духовно-нравственном воспитании детей

Некоторые родители считают, что воспитывать детей в религиозном плане не надо, т. к. ребёнок вырастет и сам выберет, каких духовно-нравственных позиций ему придерживаться. Но представители Православной Церкви считают, что без христианских нравственных заповедей, без православной культуры нам детей не воспитать, т. к. зло в мире усиливается с каждым днём, и только христианское воспитание может дать ребёнку духовный иммунитет против него. Продолжаем рассуждать на эту тему вместе со священником Павлом Гумеровым.

Теперь поговорим о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребёнку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет – сам выберет веру, придёт к Богу. Но: ничему не учить и вообще не воспитывать – это так же безумно, как не читать ребёнку никаких книг: мол, вырастут – сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребёнку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут ещё сами выбрать, что хорошо и что плохо. И поэтому мы, взрослые, просто обязаны дать им верные ориентиры для жизни.

Давайте поразмышляем над вопросом: для чего вообще Господь даёт нам детей? Для того, чтобы мы, вложив в них всё самое лучшее, необходимое, духовное, воспитав их, пустили подготовленными во взрослую жизнь. Само слово «воспитание» славянское, в несколько разных формах оно имеется во многих славянских языках. Состоит оно из двух частей: приставки «вос», обозначающей превосходную степень, и слова «питание», то есть кормление. Почему здесь употреблена превосходная степень и что мы вообще, питаем? Потому, что, воспитывая, мы кормим, питаем не тело, а высшее начало в человеке – его душу. И насыщение духовной части – и есть основная задача воспитания. А вот об этом родители и воспитатели часто забывают. Считают, что самое главное, чтобы ребёнок рос крепким, здоровым, хорошо питался, получал достойное материальное обеспечение и необходимое образование, для получения нужной ему профессии. Все это, конечно хорошо и нужно, но не это главное, не в этом состоит цель воспитания.

Господь спросит с нас, не какие игрушки мы дарили детям по праздникам, не какой марки покупали мобильный телефон, «Нокиа» или «Самсунг», не в какую школу – с углубленным изучением немецкого языка и математики или в какую-то другую, – мы отдали сына или дочь. Не с какой медалью или похвальной грамотой они закончили эту школу, и в какой потом поступили институт. Нет, спросит Он о другом. Какими людьми стали наши дети? Является ли наш ребёнок настоящим человеком, реализовал ли себя как личность, как образ Божий? Приносит ли его жизнь пользу людям, или он бессмысленно «коптит небо», а может быть, даже наносит вред окружающими? И в этом будет наша прямая вина.

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение», – говорит нам святитель Иоанн Златоуст. Поэтому самое главное, чтобы наши дети, кем бы они ни стали в жизни, выросли хорошими людьми, жили по нравственному закону и были всегда с Богом. Всё остальное приложится.

Современные воспитатели забывают о главном. О том, что вера, духовность – это основа, фундамент всей жизни. Начинают строить дом не с фундамента, а с внутренней отделки. Это также неразумно и нелепо, как просто положить бревна на землю, настелить пол и сразу начать расставлять мебель, не подведя твердого основания и даже не позаботясь о стенах и крыше.

Итак, воспитание – это самое главное. К сожалению, задача современной школы дать не воспитание, а знания, образование. Когда я учился в Московской Духовной Семинарии, нас называли не студенты, а воспитанники. Ибо задача духовных школ не только образовательная, но, в первую очередь, воспитательная. Педагог с греческого языка переводится как «детоводитель». Как говорил старец Паисий Афонский: «Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве» Это два основных момента воспитания. Любовь, расположение к детям с одной стороны, и чуткое, мудрое руководство с другой.

 

Информация предоставлена информационной службой Кудымкарской епархии.


Комментарии: