Осуждать – значит губить свою душу

Грех осуждения считается особо распространённым и наиболее страшным, так как большинство людей и не считают осуждение грехом. Мы говорим так: «Не в осуждение, а в – рассуждение», вот такое оправдание греху мы придумали. А ведь осуждение – это очень страшный грех, являющийся оружием дьявола и лишающий душу благодати Божией!

Самый страшный бич современного человека – это уверенность в том, что он имеет право всех и вся осуждать. Если говорить медицинским языком, то это даже не эпидемия, а пандемия, то есть всеобщее заболевание. Мы часто выносим приговор своим ближним, причём этот приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Однако Священное Писание и святые отцы свидетельствуют: осуждение и злословие – самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют благодать Божию. Ведь осуждающий похищает суд Божий, ставит себя на место Самого Бога, Которому Одному принадлежит суд над людьми. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-2).

«Как вода угашает огонь, – пишет святой Иоанн Лествичник, – так осуждение угашает благодать Божию. Судить – значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать – значит губить свою душу».

Господь сказал: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Всякое слово, сказанное нами, будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить – осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие, являясь при этом демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед первыми людьми, а затем стал учить осуждению всех людей.

Древний церковный писатель Ерма говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Грех осуждения происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. «Любовь всё покрывает», – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы.

Осуждение является огромным препятствием для нашей духовной жизни. Ведь зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Всё это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что молитва идёт на пользу человеку, пытается всячески воспрепятствовать ей. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает нашу душу.

Поймать себя на том, что действительно осудил человека, трудно, потому что ты привык осуждать. Нужно прикладывать особые усилия, чтобы не осудить, чтобы не позволить этой греховной заразе глубоко проникнуть в твою душу.

Иеромонах Иов (Гумеров) пишет: «Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нём. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей ещё не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни».

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем» (преп. Серафим Вырицкий).

Таким образом, Церковь свидетельствует: осуждающий ближнего прогневляет Бога, лишается Божией благодати, впадает в сугубые прегрешения и сам подлежит осуждению от Бога.

 

Материал подготовлен Информационной службой Кудымкарской Епархии.


Комментарии: