Было бы желание — Парма

Было бы желание

Как мы и обещали в прошлом выпуске газеты, нынче мы рассказываем, как Иван Яковлевич Кривощёков, живший ещё в 19 веке, может прославить имя Кудымкара на весь мир. И что делать, чтобы геобрендинг сработал во благо. Много слов писать не будем. Всё будет коротко и предельно ясно.

Кто

О «чудесном» явлении геобрендинга участникам международной научно-практической конференции «От карты прошлого к карте будущего» рассказал Андрей Прудников, кандидат политических наук, доцент Пермского национального исследовательского политехнического университета. Это была не лекция, это была практическая мастерская. Кратко была выдана теоретическая часть (с приведением примеров не только и не столько российского масштаба, сколько мирового).

Итак, при грамотном подходе к геобрендингу можно не просто вывести территорию и её жителей из депрессии, экономического застоя, но и прилично поправить экономическое положение как территории, так и её жителей. И сейчас главный вопрос – «КАК?».

 

О чём мы

Геобрендинг – это стратегия развития и повышения популярности, а, соответственно, и конкурентоспособности отдельно взятой территории. Чтобы сделать территорию популярной для определённой категории людей, необходимо на это направлять максимум усилий, а план должен быть выстроен на десятилетия вперёд, а не быть сиюминутным капризом, который через год все забудут. Или вообще не поймут, для чего всё замышлялось.

«Территории начинают меняться не от хорошей жизни», – это самая первая мысль, которую выступающий не раз повторял во время мастерской.

 

Что даёт геобрендинг?

Задачи успешного геобрендинга направлены на достижение конкретных целей. Сохранить то количество жителей, которые имеются сейчас, и не дать уехать другим. Привлечь туристов, которые, соответственно, принесут территории дополнительные деньги. Поскольку территорию делаем привлекательной, то, как результат, любовь к своей малой Родине у местных жителей автоматически вырастает, а также растёт количество людей, проявляющих активную гражданскую позицию. В «раскрученную» территорию быстрее приходят инвесторы. Самый главный плюс – территория постепенно выходит из депрессивного состояния.

 

Поконкретнее

Чтобы геобрендинг успешно состоялся, разработчики должны ответить на три главных вопроса: «кто мы?» (в расчёт может браться наша этническая, или географическая, или социальная принадлежность, или любая другая); «в чём наша сила?» (это то, какие впечатления мы можем произвести на целевую аудиторию); «с чем мы хотим или можем ассоциироваться?». Эти ответы должны быть уникальными именно для конкретной территории – например, для Кудымкара или для Коми-Пермяцкого округа в целом. Самый простой пример того, как не делается бренд, можно привести, опираясь на фестивали, которые проходят на территории округа. Некоторые мероприятия стали настолько похожи друг на друга, что никакой изюминки не видно. Меняется название населённого пункта, меняется название фестиваля, а вот выступления и конкурсы остаются типичными.

И эти ответы не должны «втискиваться» под одну копирку с чем-то узнаваемым и похожим. Говоря о бренде, мы говорим об узнаваемости, то есть о том, что «у всех на глазах, у всех на устах».

 

А деньги откуда

Конечно, реализация любых проектов требуют различных затрат, в том числе и финансовых. Но ведь есть и такие, которые не требуют миллионов! Есть общая идея, к которой стремится население. Есть активная гражданская позиция отдельных представителей территории. Есть известные люди, которые небезразлична судьба своей Родины. Есть волонтёры, которые готовы предоставить свои трудолюбивые руки и светлые головы. Главное, чтобы реализации конкретной идеи придерживалось большинство. А значит, общая концепция должна придумываться при непосредственном содействии населения. Задумка, которая будет воспринята в штыки среди населения, не поможет добиться конечной цели геобрендинга, поскольку противники всегда будут вставлять палки в колёса. Сделать замысел народным и дать возможность территории просто жить этим брендом – вот главная цель, ради которой стоит потрудиться. Ведь в конечном счёте выиграет не просто территория и правящая верхушка – выиграет всё население.

 

Способы

Способов привлечения может быть сколько угодно. Ведь главное – чтобы все и всё просто «дышало» этой общей идеей, работало на свой бренд. Чтобы не только на словах, но и на постоянных (а не единоразовых или временных) делах поддерживался общий замысел. Это может быть фестиваль (посвящённый единой теме), определённая работа над инфраструктурой (к примеру, «зелёные» или «красные линии» маршрутов, по пути следования которых будут встречаться информационные стенды, архитектурные объекты, связанные с тематикой бренда), элементы старины в облике территории (или, наоборот, сверхсовременные!), музейные выставки, оформления фасадов и прочее.

 

Вместо заключения

На памяти многих жителей города и даже районов Коми-Пермяцкого округа различные фестивали, которые приезжие эксперты называют уже «копиркой», не видя особых различий и изюминок. Были попытки привлечь внимание к Кудымкару какими-то акциями и проектами, которые, как оказалось, канули в Лету, оставив после себя некоторые «следы»: например, изображение Кудым-Оша на стены многоквартирного дома по улице 50 лет Октября, лапти на аллее Кудым-Оша, а деревянные беседки из парка имени Кривощёкова вообще остались лишь в воспоминаниях. Вспомнил Андрей Прудников и о «Кудымкаре – городе мастеров», отметив, что неплохое начало для создания бренда, но почему-то эта работа затухла. Проект «Пермь – культурная столица» – оказался не самым живучим, и не самым оправдывающим ожидания. Это как пример того, как нельзя работать над геобрендингом.

А что вы предложили бы в качестве бренда для Кудымкара или Коми-Пермяцкого округа в целом? Может, для отдельных населённых пунктов округа? Ведь состоялось же село Пармайлово как музей под открытым небом – хотя бы в рамках Пермского края. Слышали о нём на Урале и за пределами нашего региона.

Участники международной конференции предложили подумать над именем Ивана Яковлевича Кривощёкова, который внёс значительный вклад в географию и картографию, и этот человек известен во всём мире. Что же мы сами, кудымкарцы, так мало знаем о нём? Как думаете, можно ли с именем Ивана Кривощёкова дать толчок и жизнь новому бренду Кудымкара?

 

На будущий год парк имени Ивана Кривощёкова преобразится: здесь появится бюст того, кто закладывал парк, благоустроится внутренняя часть парка. Это и будет одним из подарков Кудымкару на 80-летие. Фото: Николай Петров, Парма.

 

Вероника Казанцева, фото Николая Петрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *