Залечь на дно в Кудымкаре.Московский «Сатирикон» всколыхнул Коми округ двухдневными гастролями — Парма

Залечь на дно в Кудымкаре.Московский «Сатирикон» всколыхнул Коми округ двухдневными гастролями

«Когда они стали кидаться этими отрезанными руками, мне аж запах гнили почудился», — восклицает Ольга Мехоношина, делясь своими впечатлениями после спектакля «Однорукий из Спокана», который в окружном драмтеатре давал московский «Сатирикон» 16 и 17 сентября. «Вот она сила»: два часа спектакля для зрителя прошли как миг, два дня гастролей стали для Коми округа культурным событием года.

screenshot_5
Константин РАЙКИН, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, народный артист России: Честно, к своему стыду вообще о таком городе, как Кудымкар, не слышал. Кто-то на Западе говорит: «а Москва это где, в Румынии?». Меня это очень обижает. Я думаю, что вы тоже должны обидеться. Но вот так. В Перми мне стали говорить, успокаивать: «там совершенно замечательный театр, там замечательная публика». И вот я увидел, что здесь серьезная сцена. Я думаю, что со студентами бы приехал. Мне бы хотелось здесь поработать, пожить… Фото: Анастасия Хорошева «Парма»

Худрук «Сатирикона» Константин Райкин признался, что Кудымкар и Коми округ для него — терра инкогнита.
— Честно, к своему стыду вообще о таком городе, как Кудымкар, не слышал. Кто-то на западе говорит: «а Москва это где, в Румынии?». Меня это очень обижает. Я думаю, что вы тоже должны обидеться. Но вот так…
Гастроли «Сатирикона» в Кудымкаре стали возможными благодаря федеральной программе «Большие гастроли», в рамках которой ведущие российские театры выезжают в дали и веси России — от городов-миллионников до подобных Кудымкару, Орску, Находке, Светлогорску.
За день до приезда в Коми округ «Сатирикон» давал в Перми шекспировского «Короля Лира» и «Лекаря поневоле» по Мольеру. Пермяки успокоили москвичей: мол, в Кудымкаре «совершенно замечательный театр, замечательная публика».

По приезде Константин Аркадьевич убедился в этом:
— Всё-таки я знаю театральные здания и как-то даже считаю, что я в них разбираюсь. И я считаю, что это совершенно уникальное театральное архитектурное строение. Нам здесь удобно. Знаете, я могу, не глядя на репертуар театра, войти со служебного входа, причувствоваться и сказать хороший или плохой театр. Здесь мне очень нравится. Когда знакомлюсь с работниками постановочной части, обслуживающим персоналом, с технической службой — это все люди добросовестные.
Выбор спектакля для показа в Кудымкаре пал на «Однорукого из Спокана» из технических соображений. Перед показом «сатириконовцы» репетировали семь часов подряд.
— Мы приспосабливали спектакль к этому пространству по звуку, по свету, по актерской игре, — говорит Константин Райкин. — Мы играем его на нашей малой сцене, мы его очень любим, очень ценим, это мой спектакль.
Перед началом спектакля Константин Аркадьевич вышел к публике и предупредил, что это «не совсем то, что привыкли видеть» и может несколько шокировать, и выразил надежду, что зритель поймёт и приобщится к творчеству лучшего, по мнению мастера, драматурга современности Мартина Макдонаха. Отметил, что пермский «У моста» — единственный в мире театр, который поставил все 8 пьес выдающегося ирландца, и что именно пермяки открыли ему Макдонаха.
— По Мартину Макдонаху жизнь — это тяжкий сон, где перепутаны фантазии и реальность, заблуждения и прозрения, где царит абсурд, ненависть, жестокость, все виноваты друг перед другом и, при этом, бесконечно одиноки, взаимозависимы, временами по-детски беспомощны и нуждаются в человечности, милосердии и доброте, — отрекомендовал спектакль коми-пермяцкой публике Райкин.
Два вечера аншлаг, два вечера впечатлений через край. Анна Четина из Кудымкара шла на «Сатирикон», чтоб удостовериться, что артист Григорий Сиятвинда «реально негр, а не напомаженный черной красной в духе советского кино актёр».
Людмила Хорошева из Верх-Юсьвы — из соображения, что 800 рублей за билет они с семьей проедят за два дня, а увидеть Константина Райкина воочию удастся, может быть, раз в жизни. Зрительнице из Верх-Юсьвы даже выпало поучаствовать в спектакле в качестве «микрофона» и «гиббона» для Мервина (артист Георгий Лежава — прим.авт.)
— У него же слёзы текли, когда он читал этот монолог, — говорит она. — В каждом жесте, в каждой реплике столько внутренних эмоций. Сама пьеса, конечно, на любителя, но мастерство актёров, режиссёра как-то делают эту историю универсальной.
Киноманам фамилия Макдонах о многом говорит. Как поясняет Игорь Вавилин из Кудымкара, на «Однорукого из Спокана» он пришёл целенаправленно, чтоб сравнить ощущения от «легендарной чёрной комедии «Залечь на дно в Брюгге» от оскароносного Макдонаха с неавторской трактовкой его творчества.
— Ну несколько не то, но театр есть театр, — говорит он. — Честно сказать, смутило отсутствие мата, я всего два слова насчитал, а Райкин сказал, что может шокировать. Я буду чертовски — слово-то как у Макдонаха, чертовски рад, если «Сатирикон» приедет к нам еще раз, и еще раз, и еще раз. И если наш театр возьмёт на вооружение Макдонаха…

Анастасия Хорошева

Впервые на сцене окружного драмтеатра блистали заслуженные, народные и просто любимые «сатириконовцы», которых коми-пермяцкая публика видит только в кино. Четыре актёра — Денис Суханов, Георгий Лежава, Григорий Сиятвинда и Полина Райкина (на фото), ведомые Константином Райкиным, держали полный зал в напряжении два часа без передыха. История однорукого из Спокана, написанная Мартином Макдонахом, оказалась близка и понятна. Достоевского ведь в школе все читали. А Макдонах, по словам Райкина, его наследник. ФОТО: SATIRIKON.RU

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *