Православная Парма. О пожертвованиях

В этом выпуске мы постараемся ответить на вопросы читателей, касающиеся пожертвований на храм, которые люди обычно дают при совершении Таинства Крещения, Венчания, а также церковных треб.

— Почему не крестят бесплатно?
— В сущности, платы за Таинства, требы и обряды как таковой нет, а есть пожертвование на храм. Было бы логично не устанавливать цену, а предложить людям дать денег, сколько они пожелают. В некоторых храмах так и поступают, но часто такая ситуация создает неловкость: людям трудно решить, сколько дать, и они просят, чтобы им назвали конкретную сумму. Установление определенной суммы помогает избежать такой неловкости.
Люди, которые требуют, чтобы в храмах все делалось бесплатно и не нужно было совершать пожертвования, не понимают или не хотят понимать, что храм — это еще и здание, и служащие в нем люди. Этот храм нужно содержать, ремонтировать, оплачивать электроэнергию и коммунальные услуги, время от времени нужно приобретать церковную утварь и книги и много других необходимых вещей. Все это стоит денег. Также Церковь всегда помогает нуждающимся и активно занимается благотворительностью.
Но при этом нужно помнить, что ни в одном храме не берут денег за исповедь, причастие, тем более – за само присутствие на богослужении (для сравнения: за консультацию с врачом или присутствие на концерте приходится платить). Но есть события, которые происходят в жизни человека лишь однажды: крещение, венчание, отпевание, и внести пожертвование раз в жизни вполне можно себе позволить.
— Почему берут так «дорого»?


— В некоторых храмах крещаемому предоставляют нательный крест, сорочку и все прочее, что нужно для крещения, и стоимость всех этих предметов включается в пожертвование. Тогда сумма для крещения действительно может превышать и 1000 р., но ведь родителям все равно пришлось бы купить все необходимое отдельно, если они решились на этот шаг и желают своему ребенку добра и защиты Божьей. Денежные затраты оказались бы такими же, а хлопот было бы больше.
При этом следует заметить, что «дорого» и «дешево» – понятия субъективные, и не всегда они зависят от уровня доходов. Заплатить 2000 р. за смартфон – «дешево», а 2000 р. за крещение ребенка – «дорого». Такой подход свидетельствует о том, что телефон или планшет для человека более значим, чем спасение души собственного сына или дочери.
Конечно, есть и такие семьи, для которых и сумма в 500 р. может оказаться ощутимым ударом по семейному бюджету, но в этом случае можно объяснить ситуацию священнику, и он обязательно пойдет навстречу. Если же люди, не испытывающие финансовых трудностей, считают плату за крещение чрезмерной тратой, значит, крещение вообще и христианская вера в частности не является для них ценностью. Возможность христианского воспитания ребенка в такой семье вызывает серьезные сомнения, что заставляет усомниться и в целесообразности крещения.
Ведь никто не заставляет креститься человека насильно, это осознанный выбор человека или родителей ребенка. И если родители решили, что их сын или дочь должен стать православным христианином, а значит, принять те обязательства, которые присутствуют в церковной жизни, то вопрос о пожертвовании для них вообще не может стоять. Ведь это потребность христианской души – совершать добро, но не только словами, а совершая добрые дела, к чему и относится наше жертвование, в том числе и на храмы Божии.
Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные взносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней».
Информационная служба Кудымкарской епархии

Ждем ваших пожеланий и вопросов на интересующие темы, которые можно присылать в редакцию газеты «Парма» или задавать на официальном сайте Кудымкарской епархии Русской Православной Церкви www.komiprav.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *