И зазвонят опять колокола

Кудымкарцы обучаются колокольной музыке

В Кудымкаре в скором времени будет звучать колокольный перезвон. Новые колокола в количестве 10 штук установят на церковной колокольне Свято-Никольского кафедрального собора. Звонить в них будут специально обученные люди, которые на протяжении двух недель учились звонарному мастерству под руководством профессионального музыканта и звонаря из г. Архангельска Владимира Петровского.
На большом деревянном стане, сколоченном из досок, натянуты верёвки – это и есть тренажёр, на котором желающие постигают азы колокольного исполнения и разучивают разные виды звонов. Вместо музыки пока идёт заливистое – там-пам-та-ла-тира-тари-ла… из уст мастера. Но уже сейчас можно различить звучание праздничного или погребального звона.
Только после сдачи зачёта на тренажёре ученика подпустят к колокольне, и он сможет сполна продемонстрировать свои способности.
— Был такой опыт в одном из городов: мы залезли на колокольню и начали тренироваться. Но на третий день город уже пошёл демонстрацией и чуть нас палками не побил, — рассказывает звонарь Владимир Марьянович. — И поэтому сейчас отношусь к этому разумно. Неделю-полторы мы работаем на верёвках, потом уже переходим на колокола.
Учениками Петровского в Кудымкаре стали отец Игорь, отец Сергий, некоторые прихожане. Большой интерес проявляют и музыкальные работники Лариса Клещина, Марина Гудкова.
По словам Ларисы Дмитриевны, изучая церковную культуру, мы не можем обойти стороной колокольный звон, это как живой организм, слава и величие Господа.

«Самое главное в колокольном звоне ритм и характер,

всё должно идти от сердца…
Лариса Клещина

Владимир Марьянович Петровский  Старший звонарь храма «Успения Пресвятой Богородицы» г. Архангельск. Действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Занимается колокольными звонами с 1986 года. Член Российского авторского общества — поэт и композитор. Занимается изучением и восстановлением колокольных звонов. В 150 храмах и церквях России, а также далеко за ее пределами им установлены колокола и настроены колокольные звоны. Автор первых в России авторских колокольных пластинок и компакт-дисков «Звоны северные». Создатель колокольных фестивалей: Соорганизатор первого в России фестиваля колокольных звонов в музее «Малые Корелы» города Архангельска в 1988г. «Преображение», г. Ярославль, 1992-1995 гг. «Алексеевские перезвоны», Татарстан, с. Алексеевское 2004 - 2009гг. «Каменск - Уральский — Колокольная столица», г.Каменск-Уральский 2005 - 2011гг. «Колокольные звоны Усолья», г. Усолье, Пермский край, 2006 - 2011гг.  «Диканьские перезвоны» - первый международный фестиваль церковного колокольного звона на Полтавщине, УПЦ, 2010, 2011гг.
Владимир Марьянович Петровский
Старший звонарь храма «Успения Пресвятой Богородицы» г. Архангельск. Действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Занимается колокольными звонами с 1986 года. Член Российского авторского общества — поэт и композитор.
Занимается изучением и восстановлением колокольных звонов. В 150 храмах и церквях России, а также далеко за ее пределами им установлены колокола и настроены колокольные звоны.
Автор первых в России авторских колокольных пластинок и компакт-дисков «Звоны северные».
Создатель колокольных фестивалей:
Соорганизатор первого в России фестиваля колокольных звонов в музее «Малые Корелы» города Архангельска в 1988г.
«Преображение», г. Ярославль, 1992-1995 гг.
«Алексеевские перезвоны», Татарстан, с. Алексеевское 2004 — 2009гг.
«Каменск — Уральский — Колокольная столица», г.Каменск-Уральский 2005 — 2011гг.
«Колокольные звоны Усолья», г. Усолье, Пермский край, 2006 — 2011гг.
«Диканьские перезвоны» — первый международный фестиваль церковного колокольного звона на Полтавщине, УПЦ, 2010, 2011гг.

В этом году будет уже 30 лет, как Владимир Петровский занимается колокольными звонами. А началось с того, что в своё время Владимир Марьянович окончил курсы экскурсоводов и у себя на родине в Архангельской области проводил экскурсии по теме «Деревянное зодчество Севера». А однажды его, как музыканта попросили просто технически попробовать «поиграть» на колоколах.
Сегодня он организует целые колокольные фестивали, ездит по миру и обучает звонарному делу.
— А что вас вдохновляет в вашей работе?
— Вдохновляют люди, как они преображаются. Это здесь взрослые, а приходят учиться мальчишки, девчонки, возраст неограничен: от 8 лет до 82. Самая первая школа была создана в 1989 году в Архангельске, в Малых Карелах, в выпуске было около 15 человек — все музейные работники. Из этих людей продолжили начатое дело 1-2 человека, все остальные в силу своих технической несостоятельности просто растворились. И я тогда понял, что это неправильно, и с тех пор езжу по местам, именно по храмам и обучаю на местах. Можно сказать что здесь рождается ваша кудымкарская колокольная традиция.
— А кому первому вы доверите бить в колокола?
— Этот вопрос уже настоятелю. Все ученики сдадут экзамены, кого настоятель благословит, того уже определят. По опыту знаю, что в каждой церкви составляется график на неделю, кто и когда будет звонить. И я хочу ввести у вас хорошую православную традицию звонить в колокола по воскресеньям с 12:00 до 12:30. Чтобы город к этому привык, что именно в воскресенье можно прийти и послушать колокольный звон. Такая традиция сейчас есть в Лысьве, Добрянке.
— Но сегодня многие храмы переходят на автоматическое управление звонницей, как вы относитесь к этому?
— Это роботы, бесовщина, и с этим надо бороться. Мы не должны терять связь с Богом через колокольный звон. А в этих храмах она потеряна, люди там уже не прикоснутся к звону никогда, и там будет робот, который будет болеть, кашлять по-своему. Я это всё прошёл и всё знаю.
— Что изменилось в вашей жизни, благодаря вашей работе?
— Да всё. Я увидел мир, практически везде побывал, кроме Африки, это всё благодаря колоколам. Я объездил всю Россию, посмотрел природу, но самое главное, это люди. А у вас какая здесь красота! Все вы разные, и это нас объединяет, укрепляет. Самое главное в жизни – спасение души, покаяние. Можно кушать, творить, что-то строить, но это так, вокруг да около, но самое главное – дорога к Богу, дорога длиной в человеческую жизнь.
— Кто последователи вашего таланта?
— Сын Владимир пошёл по моим стопам, ему 31 год, несмотря на то, что он окончил финансово-экономический институт, он стал хорошим звонарём. Ездит с фонограммой хорошей, красивым видеорядом, его молодёжь знает, приглашают. И даже внучка моя, ей 1,5 годика, уже дважды была на фестивалях.
— Расскажите о фестивалях…
— Раньше я проводил фестиваль в Татарстане, в с. Алексеевское, потом они сами стали проводить. Затем прошёл Усольский фестиваль, Каменско-Уральский. Потом Преображение в Ярославле, который был начат в 92 году. Завершалось всё Полтавой, Диканькой в храме Николая Чудотворца, там в позапрошлом году было 15 тысяч зрителей.
— Что для вас колокола? петровскийcfqn
— Сколько было в моей жизни звонов, ни один не сыграл одинаково. Это специфика русского православного искусства. Для меня колокола — это не просто побренчал и всё. Это целый мир, который человек проживает, и в этом звоне он должен передать всё, что соответствует ему. Если это радость встречи с помазанником божьим – это нужно выразить, если это погребальная музыка — проводить человека в последний путь. Прожить последние мгновенья здесь, до отпевания и после. Мы разбираем все звоны. Он должен не думать о своих проблемах, а должен прожить этот звон. Тогда это будет естественно и натурально.

 

Владимир Петровский – музыкант,

сам пишет музыку и стихи.
В завершение своего визита в Кудымкар
17 января он даст концерт в малом зале КДЦ.

Ирина Дульцева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *