БАИТНЫ ПО-КОМИ. Такой вывод был сделан после проведённой конференции по проблемам родного языка

5 декабря в Кудымкаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Коми-пермяцкий язык в эпоху глобализации: историко-культурные предпосылки сохранения и развития».

На пленарных и секционных заседаниях были заслушаны сообщения и доклады учёных, практиков, учителей, воспитателей и аспирантов по проблемам коми-пермяцкого и других языков в условиях глобализации, месте и роли фундаментальных и прикладных исследований в сохранении и развитии языков, в повышении интеллектуально-культурной среды коми-пермяцкого сообщества, их влияния на социально-экономическое развитие Пермского края и других регионов.
Участники конференции отметили усиление работы по изучению коми-пермяцкого языка в детских дошкольных учреждениях и школах, активизацию введения новых форм и методов обучения учащихся родному языку. Если в 2012 году коми-пермяцкий язык и литературу изучали в школах 22% школьников, то в 2014 году-24,6% или 3,3 тыс. человек.
Коми-пермяцкий язык изучают на разных уровнях: как родной и неродной, как предмет и на факультативах. В 2014 году завершено издание учебно-методических пособий по проекту «Новый коми-пермяцкий учебник», выпущены аудио- и видеоматериалы, рабочие тетради «Язык через культуру», пособия по творчеству коми-пермяцких писателей и поэтов, издана книга «История коми-пермяцкого народа. Часть 2». Более 3 тысяч педагогических работников округа прошли курсы повышения квалификации в Коми-Пермяцком институте усовершенствования учителей. Определённый интерес к языку проявляют общественные организации, активизировали работу средства массовой информации, а также заинтересовалось русскоязычное население округа.
Проведена большая работа, но это не означает отсутствие проблем. Замедлилось развитие норм литературного коми-пермяцкого языка, его потенциальных возможностей. На сегодня не разработан синтаксис, требует совершенствования орфография, не развиты теория и практика перевода с коми-пермяцкого языка на русский и наоборот. Появляются новые слова, которые требуют обоснования. Назрела проблема создания современного коми-пермяцкого словаря. Вызывает большую озабоченность в финно-угорском мире выезд учёных из округа.
В целях дальнейшего сохранения и развития коми-пермяцкого языка участники конференции рекомендуют Министерству образования и науки, министерству по делам Коми округа возобновить работу термино — орфографической комиссии, а педагогам школ активнее использовать проектно-исследовательские технологии в изучении коми-пермяцкого языка и литературы.
Такие рекомендации прозвучали в проекте резолюции по проведённой конференции. Приглашённые участники также высказали свои мнения по проблемам языка:

  DSCN2821сайт  Виталий Харин, глава администрации Афанасьевского района Кировской области:
— Я доволен тем, что сюда попал – это родственная нам среда. В Коми округе видно, как продвигаются шаги в сохранении духовного и материального наследия. Было бы возможно, мы бы тоже не отставали, но в школах у нас уже не преподаётся коми язык. Национальных школ до войны было 6, сейчас их нет. И сегодня у нас нет актуальности, что без языка мы жить не можем. У нас работают центр коми-пермяцкой культуры, несколько коллективов художественной самодеятельности поют песни, но не более того. К нам часто приезжают экспедиции, изучают нас, коми-зюздинский народ, но мы себя называем просто пермяками.
федосеева сайтЕлена Федосеева, к.ф.н, г. Сыктывкар:
— Я защищала в своё время диссертацию «Лексика северного наречия коми-пермяцкого языка», сейчас занимаюсь южными диалектами и зырянскими. Не надо говорить, что коми язык исчезнет, но ситуация, конечно, назревает серьезная. Я сама родом из Косинского района, и мне страшно от того, что дети перестают разговаривать на родном языке, хотя живут в коми деревнях и воспитываются в коми семьях. В последние годы в школах Республики Коми ввели обязательное изучение языка для всех, тому обязывает закон. Но общественность и родители этому воспротивились, и это понятно, потому что детям тяжело, учебная нагрузка сейчас в школах большая, много чего лишнего они изучают. Наверное, всё зависит от учителя, если детям будет интересно, то они будут охотно идти на урок, и родители не будут против этих знаний. Я преподавала в академии госслужбы заочникам, и многие жалели, почему не изучали коми язык в своё время. Наверное, любой человек приходит к таким мыслям…

Ирина Дульцева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *