ВОДА, ОГОНЬ И ТРАВЫ. В Чинагорте встретили Купальную ночь

С наступлением июля в округ пришла фестивальная пора. В минувшее воскресенье череду праздников открыл фестиваль Ивана Купалы, прошедший в д. Чинагорт почти в экстремальных условиях – при сильном ветре и проливном дожде, но скучать было некогда. До самой ночи местные жители и гости Юсьвинского района играли, гадали и пили травяной чай. К слову сказать, это новый фестиваль, организованный силами работников культуры Юсьвинского района и окружного этноцентра.
Несмотря на дождь и сырую траву, фестиваль начался с хороводов и народных игр. По словам одного из организаторов праздника — Альбины Баяндиной, директора МКУК «Архангельское культурно-досуговое объединение», праздник на юсьвинской земле проводится не первый год.
– Этот праздник мы отмечаем много лет подряд с местным ансамблем, правда, в меньших масштабах, – отметила Альбина Васильевна. – В прошлом году людей собралось много, наверное, поэтому праздник и стал фестивалем. Особенность в том, что с 6 на 7 июля травы становятся особенно целебными. По старым поверьям, в это время их собирали колдуны и знахари.
Для детей тоже нашлись забавы – они играли и танцевали под частушки. Взрослых зрителей ожидало выступление вокального дуэта из Перми «Тары-Бары». Под народные песни местные жители, не отходя от импровизированной сцены, пустились в пляс.
Тем временем по периметру фестивальной площадки появились костры, ведь огонь – один из главных элементов праздника, тут и спасение от холода, поскольку большинство людей промокли насквозь. Но эти обстоятельства никак не мешали им веселиться. Недалеко от одного из костров раскинулся чайный уголок. Каждый желающий мог попробовать травяной чай.
У самовара стояла Анна Кривощекова, учитель Архангельской школы. Оказывается, что травы – это ее хобби. Удивило и то, с какой точностью она наливала чай тем, кто не мог сделать выбор. Поэтому, когда она услышала мой осипший голос, не сомневаясь, заварила сбор, отметив, что с голосом что-то не в порядке.
– Моя бабушка была травницей, поэтому я с детства знаю о целебных свойствах трав. Народная медицина вместе с традиционным лечением дает определенный эффект, поэтому травы надо знать, – поведала травница. – К примеру, спорыш хорошо очищает печень и желчный пузырь, а мята всегда была в почете – многие знают о ее успокаивающем эффекте. Сейчас происходит солнцеворот, а значит, травы получили больше энергии солнца.
Незаметно начались долгожданные обряды. Одним из распространенных ритуалов на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые составляют из разных трав. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего венки спускали на воду. Незамужние девушки внимательно следили за своими венками – как знать, может, именно этот обряд поможет им в личной жизни. Многие прелестницы признались, что приехали погадать на женихов. Опуская венки в реку Велву, девушки завороженно наблюдали, как поплывет украшение из цветов. Если быстро, то замужество не за горами.
Не случайно Купальная ночь расположилась на берегу реки. В старину люди считали, что, начиная со дня Ивана Купалы до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Есть обычай: в эту ночь надо обязательно выкупаться. Вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Несмотря на дождь, вода в реке оказалась теплой, поэтому многие бродили в ней по колено.

Перепрыгнуть через огонь нашлось много желающих.
Перепрыгнуть через огонь нашлось много желающих.

Неожиданно из реки выплыли водяной и русалки. Это стало одним из зрелищных моментов праздника – девушки в белых одеяниях кружили хороводы. Не забыли организаторы и об огне. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер. Вот и в Чинагорте люди водили хороводы и плясали вокруг огня. Самым завораживающим стал момент, когда пары из молодых парней и девушек перепрыгивали через костер. Правда, предварительно они потренировались в прыжках через охапки свежескошенной травы. С визгом и горящими глазами они преодолевали пламя.
Напоследок всех ожидало огненное шоу. В ночном воздухе из огня вспыхнула надпись «Иван Купала». Еще запускали в реку горящее колесо, только укатилось оно туда не с первой попытки. Хоть фестиваль был немноголюдным, но атмосфера была доброжелательной. Взрослые и дети с нетерпением ждут новой встречи на берегу Велвы.

ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА
Народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества. Считается, что его происхождением мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, как и в наши дни, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию, Белоруссию, Украину и Прибалтику.
Во многих странах этот день является как церковным праздником, так и общенациональным. Языческий характер праздника сохранялся в России на протяжении многих веков, вплоть до XIX столетия. Его особая значимость была связана с тем, что Иван Купала отмечался на рубеже двух периодов солнечного цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря.
Четкое происхождение праздника неизвестно до сих пор, известно, что он имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы символизировали с днем Иоанна Крестителя.

Фото взяты из официальной группы этноцентра в «Вконтакте»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *