Коми округ хочет, но не может полноценно принять туристов

В Кудымкаре рассказали об итогах реализации проекта «Ось-т-села», ставшего победителем конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл». Совместный проект реализовывали Коми-Пермяцкий этнокультурный центр и Кудымкарский район. Направлен он на развитие образовательного туризма и охватил три населённых пункта: сёла Белоево и Верх-Иньва и деревню Кекур. Что из этого вышло, а чего не хватило?

Первыми подготовленный маршрут испробовали представители турфирм из Перми, ведь представленные маршруты больше рассчитаны на внутренний туризм. Однодневный тур, начавшийся в Перми в семь утра, завершился в Кудымкаре в семь вечера. В пути всех ждали легенды и мифы о коми-пермяках, знакомство с национальной кухней (в ресторане в Кудымкаре), шанежки / пирожки по традиционным для Коми округа рецептам, а также сувенирная продукция народного промысла – на каждом пункте пребывания, знакомство с ткачеством и музеем льна – в Верх-Иньве, изготовление глиняной игрушки – в Белоево, прогулка по деревенской улице – в Кекуре. Лицом Верх-Иньвы стала семья Ермаковых – Шипицыных, в Белоево – народный мастер Пермского края Иван Канюков, в Кекуре – ансамбль «Бичир» (Искра) под руководством Валентины Денисенко. При посещении деревень попутно были отмечены положительные и негативные моменты, на которых остановились представители туроператоров.

ТОП пожеланий от туроператоров

— турист хочет передвигаться на транспорте (если только турист не идёт в горы – но это уже совсем другая история);

— в пути турист хочет вкусно покушать местную уникальную еду, а не приевшийся в мегаполисе фаст-фуд;

— в пути турист хочет посетить благоустроенный туалет;

— турист не хочет и не будет слушать негативные истории о местности, в которую он направляется;

— турист жаждет «живых» мифов и легенд, связанных с той местностью, куда он едет;

— турист хочет платить за оказываемые ему услуги безналом, потому что так удобно.

Открытия

При посещении села Верх-Иньва выяснилось, что семейный ансамбль Ермаковых готов показывать не только экспонаты из музея льна и проводить мастер-классы по ткачеству. Здесь могут представить концертно-игровую программу семейного ансамбля, а для желающих – истопят баню и дадут возможность порыбачить на пруду.

В Кекуре принимающей стороне порекомендовали создать проект а-ля «Назад в СССР», поскольку типичный деревенский пейзаж украшают скульптуры советского периода. К тому же здесь есть жители, которые непосредственно связаны с работой в органах местного самоуправления, и напрашивается создание соответствующего музея.

В Белоево первое открытие, которое сделали туристы, – это продукты местных производителей: шанежки, пирожки и пельмени были сметены со вех полок и холодильников. И не беда, что в Пермь пельмешки-полуфабрикаты доехали растаявшие.

Павел Ширинкин, зав. кафедрой социально-культурных технологий и туризма ПГИК

1) Есть ли туристический потенциал у Коми-Пермяцкого округа?

Говоря о туристическом потенциале территории Коми-Пермяцкого округа, стоит сразу же заметить, что это чрезвычайно сложное и скорее научное понятие, которым не следует утруждать читателя. Скажем проще: у территории Коми-Пермяцкого округа туристический потенциал различный, но весьма примечательный и перспективный. Безусловно, на первом месте, как центр притяжения и пересечения туристских потоков, нужно назвать г. Кудымкар и в целом привлекательность для туристов территорий и населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа не многим уступает другим уже известным в туризме прикамским территориям: Соликамскому, Кунгурскому, Чердынскому районам. Правда, стоит отметить, что в отличие от других районов Прикамья, начавших работать в туризме как минимум с начала 2000-х годов, территории Коми-Пермяцкого округа пришли к туризму сравнительно поздно, но «пришли» правильно. Сегодня «города и веси» Коми-Пермяцкого округа развивают туризм в тесном взаимодействии с культурой и социокультурными мероприятиями. Именно этот тандем «туризм + культура» способен не только принести успех в развитии туризма, но и наметить дорогу по переходу с сырьевой экономики на рельсы экономики культуры. Хочется отметить, что понимание этого момента в территориях Коми-Пермяцкого округа с каждым годом становится все весомее, как среди представителей власти, работников культуры, так и среди городских и сельских обывателей.

2) Чего не хватает округу для привлечения туристов?

Для привлечения туристов округу не хватает нескольких важных моментов, и большая часть из них носит гносеологический (познавательный) характер. Как метко заметил Кот Матроскин из Простоквашино: «У нас не денег, а ума не хватает». Кстати, эта проблема типична и для других

территорий Прикамья. Следует уяснить, что дни сырьевой экономики сочтены, и уже сегодня, здесь и сейчас, нужно переходить к постиндустриальной экономике: экономике культуры и туризма.

Территории и их культура должны «продаваться» в хорошем смысле слова. Если на события и туристские ресурсы будет спрос, то приедет турист и привезет с собой долгожданный универсальный товар – деньги, и поменяет его на свои впечатления. Что для этого нужно сделать? В первую очередь, серьёзно заняться продвижением своих культурных событий и туристских достопримечательностей, и сразу же смело выходить на всероссийский и международный уровень.

Во-вторых, как ни странно, верить в себя, в свою историю, национальную культуру и не сомневаться в том, что она не менее уникальна, колоритна, удивительна и интересна, как и другие культуры и народы в других странах и континентах. И главное, на все это есть большой отложенный туристский спрос.

В-третьих, нужно активнее работать с инфраструктурой, качеством обслуживания, сервисом, гостеприимством, ведь по современным понятиям туристской отрасли мы ждем не туриста, а Гостя – с большой буквы.

Наконец, нужно иметь силу воли признавать ошибки, без обид, выслушивать замечания и регулярно корректировать свою работу.

3) За чем, по-Вашему, могут приехать туристы в Коми округ (культурные события, мастер-классы, еда…)?

В последние месяцы при рабочих встречах с работниками культуры в различных уголках Прикамья мне регулярно задают вопрос: «Что такое происходит в Коми-Пермяцком округе, что о них и коми-пермяцкой культуре говорят буквально на каждом углу?..»., да, это правда! А дело вот в чем: территории Коми-Пермяцкого округа в течении года «выдают на гора» порядка 33-35 социокультурных мероприятий (фестивалей, конкурсов и т.п.), снискав заслуженную популярность у жителей и гостей Прикамья.

Если же говорить о частных аспектах развития культуры и туризма в округе, то туристы и гости приезжают в первую очередь за нематериальными ресурсами – мифами, сказками, легендами: о богатырях, колдунах, о чуди; очень интересуют традиции и обычаи коми-пермяков: обряды, костюм, ремесла; огромную популярность набирает национальная кухня и гастрономия, даже в обыденных блюдах: пельмени, колбаса… Да-да! Вы посмотрите, что творится в кудымкарских магазинах в Перми – очереди! Как в советское время! К обеду после завоза – уже ничего нет! Такие фамилии как Петров, Гуляев и другие скоро будут известны каждому уважающему свой вкус и желудок пермяку. Продукция коми-пермяцких территорий (и это не реклама!) характеризуется, на мой взгляд, тремя словами: «честность, качество, вкус». Молодцы! О большом интересе гостей к суру, пирожкам с пистиками, крупяным шанежкам, грибам и говорить не приходится! Автобус возвращается в Пермь, груженный «под завязку», будто горожане сроду ничего не ели…

4) Какие плюсы уже есть? А над чем надо серьёзно поработать?

О плюсах мы уже сказали. Теперь хочется сказать о некоторых проблемных моментах. Собственно, я регулярно бываю в территориях Коми-Пермяцкого округа, общаюсь с работниками культуры, экскурсоводами, народными мастерами, профильными чиновниками и все, что будет сказано дальше, «отраслевикам» известно. Тем не менее, тезисно, используя газетную страницу, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты. Правда, все можно охарактеризовать одной фразой: «Дьявол прячется в мелочах»:

1) Местной власти и профильным чиновникам рекомендуется видеть в региональной культуре и туризме финансовый локомотив экономики – экономики культуры, — мы на пороге реального сектора экономики.

2) Разработчикам социокультурных мероприятий рекомендуется регулярно вести грантовую деятельность и заблаговременного (!)

информационно продвигать свои мероприятия, и главное: оценивать свои мероприятия (кроме всего прочего) по заработанным внебюджетным средствам и количеству гостей, не забывая спросить у них, что понравилось, а что нет, и на основе пожеланий туристов необходимо вносить улучшения в будущие мероприятия.

3) Точкам питания, где принимают гостей, рекомендуется усилить элементы национального колорита, а именно: национальный ресторан, в нем соответствующий дизайн, национальная кухня, а официанты – не в национальной одежде. Почему? Ведь это не сложно сделать.

4) Кудымкарский театр драмы. В репертуаре замечательные постановки по творчеству В. Климова «Гузи да Мези – 1, 2» на коми-пермяцком языке. Туристы любят слушать постановку без перевода (!), по сюжету итак все понятно. Но… гостям и туристам нужна постановка «Кудым Ош», а ее нет! И нам говорят: «У нас современный, европейский театр, который приглашает даже зарубежных режиссеров…». Отвечу: замечательно, но для въездного туризма нужен «Кудым Ош» и другие этнические постановки. Вот, пожалуй, и все для начала. В добрый путь!

Андрей Дерябин, проектный менеджер АНО «Сельский социальный проект»:

– В последнее время больше внимания стали уделять развитию въездного туризма, то есть, когда турист едет из-за пределов Коми-Пермяцкого округа к нам. Возможно, этим надо было начать заниматься раньше. Наш турист – это, в основном, житель Пермского края. Туристы, увидев Чердынь, Кунгур, Соликамск – основные турпотоки идут туда, захотели получить новый продукт.

Сейчас пока единичны случаи обучения местного населения основам приёма гостей, приезда туристических групп, развития инфраструктуры. Но если этим заниматься и дальше, то некую нишу в турпотоке не только региональном, а, может, и российском, мы можем занять.

Ещё одним направлением может стать развитие внутреннего туризма (внутри Коми-Пермяцкого округа). Хорошим примером в этом плане раньше служили туристические кружки или клубы при школах. Это может быть школьный туризм, спортивный или молодёжный. Возможно, туризм для старшего поколения.

Думаю, всё получится с развитием туризма.

Информацию подготовила Вероника Казанцева