Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования подвел итоги к 75-летию

6+

Реализуя новые вызовы времени

В преддверии юбилея принято подводить некоторые итоги деятельности учреждения. Не является и Институт повышения квалификации работников образования. В последние годы кардинально изменились его приоритетные направления и формы работы, хотя главные задачи остаются прежними – повышение квалификации работников образования и методическое обеспечение этнокультурного компонента образования. В этот период приходится реализовать новые вызовы времени. Наряду с проведением курсовой подготовки учителей- предметников в институте проводилась большая работа по

переподготовке работников образования. В связи с введением нового профессионального стандарта «Педагог» необходимо было обучить и переподготовить работников образования, не имеющих педагогического образования: учителей, мастеров системы профтехобразования, воспитателей детских учреждений, работников дополнительного образования и т. д. С 2017 года соответствующую курсовую подготовку в институте прошли более 200 работников образования, что позволило образовательным организациям значительно укрепить свой кадровый потенциал. В соответствии с потребностями системы образования и социума ежегодно разрабатываются новые и обновляются существующие программы дополнительного профессиональногообразования. Институт плодотворно сотрудничает с муниципальными органами управлениями образованием, образовательными организациями Коми-Пермяцкого округа и других территорий Пермского края, в том числе и с профессиональными образовательными организациями. По их заявкам методисты института организуют обучение по наиболее актуальным и востребованным темам.

Вторым, не менее важным участком работы института является научно-методическое сопровождение реализации этнокультурного компонента содержания образования, в том числе апробация и внедрение нового учебно-методического комплекта для изучения коми-пермяцкого языка. Этим занимается лаборатория «Этнокультурное образование в условиях двуязычия (заведующая Галкина М.Е.). В качестве апробационных площадок определены Сергеевская, Порошевская, Сепольская, Белоевская, Гуринская, Егвинская и Юсьвинская школы. Лаборатория института определяет опорные школы и организует наиболее подготовленных учителей для участия в апробации учебно-методического комплекта, куда входят: учебное пособие по коми-пермяцкому языку для соответствующего класса, примерная рабочая программа, дидактические материалы, технологические карты, контрольно-измерительные материалы, презентации к урокам. В ходе научно-методического сопровождения педагога-апробатора в течение учебного года проводятся научно-методические семинары с учителями коми-пермяцкого языка с привлечением авторов-составителей на базе одной из опорных школ. В ходе семинаров учителя демонстрируют открытые уроки, активно обсуждаются наиболее сложные вопросы. По итогам обсуждения производится корректировка разработанных материалов. В конце учебного года проводится контрольный срез уровня успеваемости по областям развития учащихся и по ним составляется аналитический отчет о результатах апробации УМК. Регулярно проводятся диагностические процедуры, выявляется качество усвоения учащимися преподаваемой дисциплины на основе нового УМК. На основе результатов диагностики учителя школ корректируют свою работу с учениками.

В настоящее время в институте идет разработка рабочих тетрадей по коми-пермяцкому языку для школ округа. Уже вышли в свет рабочая тетрадь по коми-пермяцкому языку для 6 класса и методическое пособие для учителей, которые получили положительные отзывы учителей и сейчас активно используются в школах Коми-Пермяцкого округа.Коллектив продолжает работать над проектом. И надо сказать, он успешно справляется с поставленными задачами.

Кроме того в тесном сотрудничестве с Администтрцией Афанасьевского района Кировской области институтом разработан и издан Букварь на верхнее-камском (зюздинском) наречии коми-пермяцкого языка. В настоящее время Букварь проходит апробацию в школах Афанасьевского района. В возрождение этого, почти утраченного языка, втянуты не только школы, но и детские дошкольные учреждения. Задача института – подготовить местных учителей и воспитателей для работы с этим букварем.

В рамках международного сотрудничества института через общество «Финляндия-Россия» кафедрой дошкольного и начального образования (заведующая кафедрой Тотьмянина С.В.) при активном участии детского

сада №27 г. Кудымкара проведены курсы по коми-пермяцкому языку для родителей воспитанников д/садов, выпущен краткий коми-пермяцко-русский словарь для родителей, издана красочная картинная коми-пермяцкая азбука для детей дошкольного возраста. Этой продукцией могут свободно пользоваться воспитатели и родители детей дошкольных учреждений округа.

В целях повышения технических компетенций воспитателей-слушателей института приобретены наборы для робототехнического конструирования, которые используются при их обучении, а в межсессионный период передаются детскому саду для использования в образовательной деятельности, результатом такого сотрудничества стало не только повышение профессиональных компетенций воспитателей, но и участие воспитанников детского сада в ряде конкурсов по робототехническому направлению. Институтом совместно с детскими садами при поддержке Министерства Коми-Пермяцкого округа издан большой комплект учебных материалов для изучения коми-пермяцкого языка детьми дошкольного возраста, в который вошли более 10 изданий, пользующихся большой популярностью среди воспитателей детских садов.

Кафедра педагогики института (заведующая кафедрой Вавилина Н.М.) разрабатывает и реализует программы повышения квалификации по требованиям новой версии Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ежегодно институт проводит научно-практические конференции регионального уровня. Сотрудники института ежегодно принимают участие в 5-6 международных и всероссийских научных форумах, превнося в работу института новые знания, всё самое востребованное, передовое. Они регулярно привлекаются в качестве членов жюри конкурсов в области образования: зонального этапа конкурса «Учитель года», организованного ассоциацией ОО СПО «Парма»; конкурса профессионального мастерства среди преподавателей и мастеров производственного обучения «Мастер своего дела», краевого конкурса классных руководителей профессиональных образовательных организаций Пермского края «Классный — самый классный», краевых конкурсов «Ярмарка волонтёрских проектов» и «Марафон педагогического творчества»; а также в муниципальных этапах г. Кудымкара и Кудымкарского района конкурса «Учитель года». Кроме того, сотрудники института приглашаются в состав комиссий на выпускных экзаменах в техникумах.

За последние годы существенно обновилась материальная база института: в учебных аудиториях и рабочих кабинетах проведен современный ремонт, приобретена мебель, полностью заменена кровля учебного корпуса, для работы в компьютерном классе и для методистов приобретены компьютеры нового поколения, для презентаций используются

широкоформатные настенные телевизоры, налажено высокоскоростное оптоволоконное интернет-соединение.

Все эти вопросы старается успешно решать руководитель института, кандидат экономических наук Беляков Владимир Александрович. В институте повышения квалификации он работает с апреля 2014 года. До этого работал заместителем директора и доцентом в Филиале ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре.

Он родился 3 октября 1979 года в г. Кудымкаре в семье инженеров-строителей. В 1996 году с медалью окончил 11 классов школы №9 и поступил на экономический факультет Филиала Удмуртского университета в г. Кудымкаре. Учился серьезно, поучил красный диплом, поэтому при окончании в 2001 году ему сразу предложили продолжить учебу в аспирантуре. Однако он решил найти применение своим знаниям в финансовой сфере. Устроился на работу в Коми-Пермяцкое отделение Сбербанка. Но после очередной встречи с профессором Ю.С.Перевощиковым понял, что способен на большее, и в ноябре 2002 года поступил в очную аспирантуру Удмуртского университета по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Во время учебы параллельно работал в исследовательской лаборатории у профессора А.М.Макарова, дважды занимал первые места в конкурсах исследовательских работ и накопил богатый материал для будущей диссертации. В соавторстве с московскими учеными в этот период у него выходит большая монография, которая стала основой для диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Еще до окончании аспирантуры (с 2004 г.) начал работать преподавателем в Кудымкарском филиале УдГУ, а став кандидатом экономических наук, в апреле 2006 года взвалил на себя груз многих экономических дисциплин, преподаваемых в Филиале, и одновременно возглавлял научную работу Филиала, являясь заместителем директора по науке и связям с общественностью и членом Ученого совета Филиала.

В дальнейшем с целью укрепления Филиала высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами в 2008 году его направляют на учебу в очную докторантуру. Учась в докторантуре, с небольшими перерывами продолжает читать лекции в родном филиале и нескольких вузах Ижевска, а окончив учебу, в 2011 году обратно вернулся в свой коллектив. Преподавал будущим специалистам экономическую теорию, финансовый менеджмент, маркетинг и другие управленческие дисциплины. Учитывая его серьезное отношение к профессиональной деятельности и активную общественную деятельность в качестве депутата Земского

собрания Кудымкарского района в 2013 году он был рекомендован в состав молодёжного кадрового резерва Пермского края и уже в апреле 2014 года его назначили директором Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования. За эти годы изменились содержание и формы работы института, укрепилась материальная база, повышается его имидж. За последние 5 лет институт успешно прошёл через целый ряд организационных и финансовых преобразований.

Планомерно проводится цифровизация деятельности учреждения:

— впервые на основе платформы управления базами данных по заданию Министерства образования и науки Пермского края разработана электронная база данных «Результаты мониторинга освоения обучающимися образовательных организаций Пермского края по коми-пермяцкому языку», позволяющая в автоматизированном режиме обрабатывать результаты мониторинга и использовать их для анализа;

— осуществлён переход к использованию педагогическими работниками учреждения электронных информационных систем в сфере образования (институт является единственным учреждением округа, которое использует VIP-версию электронной информационной системы «Образование»), обеспечен доступ к большому количеству периодических изданий в электронной библиотеке по большинству направлений педагогики и в сфере управления образованием, которыми может воспользоваться любой слушатель, обучающийся в институте;

— под непосредственным руководством директора с 2019 г. началось дистанционное обучение слушателей на базе специализированного программного обеспечения.

Владимир Александрович достойно привел коллектив института к 75-летнему юбилею. У института грандиозные планы, которые ожидают своей реализации.

Материал подготовил ведущий научный сотрудник института А.Коньшин.

Фото представлены автором