Время ставит новые задачи: учительскому институту — 75 лет.

К 75-летию Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования

Время ставит новые задачи

Перед юбилеем принято подводить итоги работы. Скоро отметит 75-летие со дня основания окружной Институт повышения квалификации работников образования. В последние годы кардинально изменились его приоритетные  направления и формы работы, хотя главные задачи остаются прежними – повышение квалификации работников образования и методическое обеспечение этнокультурного компонента образования. Приходится отвечать на новые вызовы времени. Наряду с проведением курсовой подготовки учителей-предметников в институте проводили большую работу по переподготовке работников образования. В связи с введением нового профессионального стандарта «Педагог» нужно было обучить и переобучить работников образования без педагогического образования: учителей, мастеров профтехобразования, воспитателей детских учреждений, работников дополнительного образования и многих других. С 2017 года соответствующую курсовую подготовку в институте прошли более 200 работников образования. Это значительно укрепило кадровый потенциал образовательных организаций.

Институт усовершенствования учителей, 2019 год.

ПРОГРАММЫ

В соответствии с потребностями системы образования и социума ежегодно создаются и обновляются программы дополнительного профессионального образования. Институт плодотворно сотрудничает с муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями Коми-Пермяцкого округа и других территорий Пермского края. По их заявкам методисты института организуют обучение по наиболее актуальным и востребованным темам.

ЭТНОКОМПОНЕНТ

Вторым, не менее важным участком работы института является научно-методическое сопровождение реализации этнокультурного компонента содержания образования. Часть этой работы – апробация и внедрение нового учебно-методического комплекта для изучения коми-пермяцкого языка. Этим занимается лаборатория «Этнокультурное образование в условиях двуязычия. Лабораторией заведует Маргарита Галкина. Апробацию проводят в Сергеевской, Порошевской, Сепольской, Белоевской, Гуринской, Ёгвинской и Юсьвинской школах. Лаборатория института определяет опорные школы и организует наиболее подготовленных учителей для участия в апробации учебно-методического комплекта (УМК). Комплект содержит учебное пособие по коми-пермяцкому языку для соответствующего класса, примерную рабочую программу, дидактические материалы, технологические карты, контрольно-измерительные материалы, презентации к урокам. В ходе научно-методического сопровождения педагога-апробатора в течение учебного года проводятся научно-методические семинары с учителями коми-пермяцкого языка с привлечением авторов-составителей на базе одной из опорных школ. В ходе семинаров учителя демонстрируют открытые уроки, активно обсуждают наиболее сложные вопросы. По итогам обсуждения разработанные материалы корректируются. В конце учебного года проводится контрольный срез уровня успеваемости по областям развития учащихся и составляется аналитический отчет о результатах апробации УМК. Регулярно проводится диагностика и оценка качества усвоения учащимися преподаваемой дисциплины на основе нового УМК. С учётом результатов диагностики учителя школ корректируют работу с учениками.

Сейчас в институте разрабатывают рабочие тетради по коми-пермяцкому языку для школ округа. Уже вышли в свет рабочая тетрадь по коми-пермяцкому языку для 6 класса и методическое пособие для учителей. Они получили положительные отзывы учителей и уже активно используются в школах округа. Коллектив продолжает работать над проектом. И надо сказать, он успешно справляется с поставленными задачами.

Кроме того в тесном сотрудничестве с администрацией Афанасьевского района Кировской области институтом разработан и издан Букварь на верхнее-камском (зюздинском) наречии коми-пермяцкого языка. В настоящее время букварь проходит апробацию в школах Афанасьевского района. В возрождение этого, почти утраченного языка, втянуты не только школы, но и детские дошкольные учреждения. Задача института – подготовить местных учителей и воспитателей для работы с этим букварем.

КУРСЫ

В рамках международного сотрудничества института через общество «Финляндия-Россия» кафедрой дошкольного и начального образования (заведующая кафедрой Тотьмянина С.В.) при активном участии детского сада №27 г. Кудымкара проведены курсы по коми-пермяцкому языку для родителей детсадовцев, выпущен краткий коми-пермяцко-русский словарь для родителей, издана красочная картинная коми-пермяцкая азбука для детей дошкольного возраста. Этой продукцией могут свободно пользоваться воспитатели и родители детей дошкольных учреждений округа.

РОБОТЫ

Для повышения технических компетенций воспитателей-слушателей института приобрели наборы для робототехнического конструирования, которые используются при их обучении, а в межсессионный период передаются детскому саду для использования в образовательной деятельности. Результатом такого сотрудничества стало не только повышение профессиональных компетенций воспитателей, но и участие воспитанников детского сада в конкурсах по робототехнике.

ЯЗЫК

Институтом совместно с детскими садами при поддержке Министерства Коми-Пермяцкого округа издан большой комплект учебных материалов для изучения коми-пермяцкого языка детьми дошкольного возраста. В комплект вошли более 10 изданий, Они очень популярны среди воспитателей детских садов.

КАФЕДРА

Кафедра педагогики института (заведующая кафедрой Вавилина Н.М.) разрабатывает и реализует программы повышения квалификации по требованиям новой версии Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

КОНФЕРЕНЦИИ

Ежегодно институт проводит научно-практические конференции регионального уровня. Сотрудники института ежегодно принимают участие в 5-6 международных и всероссийских научных форумах, привнося в работу института новые знания, всё самое востребованное, передовое. Они регулярно становятся членами жюри образовательных конкурсов: зонального этапа конкурса «Учитель года»; конкурса профессионального мастерства среди преподавателей и мастеров производственного обучения «Мастер своего дела», краевого конкурса классных руководителей профессиональных образовательных организаций Пермского края «Классный — самый классный», краевых конкурсов «Ярмарка волонтёрских проектов» и «Марафон педагогического творчества; в муниципальных этапах конкурса «Учитель года» Кудымкара и Кудымкарского района Кроме того, сотрудников института включают в состав комиссий на выпускных экзаменах техникумов.

Коллектив института. Фото 2018 г.

ОБНОВЛЕНИЕ

За последние годы существенно обновилась материальная база института: в учебных аудиториях и рабочих кабинетах сделан современный ремонт, приобретена мебель, полностью заменена кровля учебного корпуса, Для работы в компьютерном классе и для методистов приобрели компьютеры нового поколения, для презентаций – широкоформатные настенные телевизоры, налажено высокоскоростное оптоволоконное интернет-соединение.

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Беляков, 2019 г.

МОЛОДОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Все эти вопросы успешно решает руководитель института, кандидат экономических наук Владимир Александрович Беляков. В институте повышения квалификации он работает с апреля 2014 года. До этого был заместителем директора и доцентом в Филиале Удмуртского государственного университета в г. Кудымкаре.

Он родился 3 октября 1979 года в г. Кудымкаре в семье инженеров-строителей. В 1996 году с медалью окончил 11 классов школы №9 и поступил на экономический факультет Филиала Удмуртского университета в г. Кудымкаре. Учился серьезно, поучил красный диплом, поэтому при окончании в 2001 году ему сразу предложили продолжить учебу в аспирантуре. Однако он решил найти применение своим знаниям в финансовой сфере. Устроился на работу в Коми-Пермяцкое отделение Сбербанка. Но после очередной встречи с профессором Юрием Перевощиковым понял, что способен на большее, и в ноябре 2002 года поступил в очную аспирантуру Удмуртского университета по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Во время учебы параллельно работал в исследовательской лаборатории у профессора А.М. Макарова, дважды занимал первые места в конкурсах исследовательских работ и накопил богатый материал для будущей диссертации. В соавторстве с московскими учеными в этот период у него выходит большая монография, которая стала основой для диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Еще до окончания аспирантуры (с 2004 г.) начал работать преподавателем в Кудымкарском филиале УдГУ, а став кандидатом экономических наук, в апреле 2006 года взвалил на себя груз многих экономических дисциплин, преподаваемых в Филиале. Одновременно возглавлял научную работу Филиала, был заместителем директора по науке и связям с общественностью и членом Учёного совета Филиала.

ДОКТОР

В дальнейшем с целью укрепления Филиала высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами в 2008 году его направляют на учёбу в очную докторантуру. Учась в докторантуре, Владимир Беляков продолжает с небольшими перерывами читать лекции в родном филиале и нескольких вузах Ижевска. Окончив учёбу, в 2011 году молодой учёный вернулся в коллектив Кудымкарского филиала УдГУ. Преподавал будущим специалистам экономическую теорию, финансовый менеджмент, маркетинг и другие управленческие дисциплины. Учитывая его серьёзное отношение к профессиональной деятельности и активную общественную деятельность в качестве депутата Земского собрания Кудымкарского района в 2013 году он был рекомендован в состав молодёжного кадрового резерва Пермского края. Уже в апреле 2014 года его назначили директором Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования.

СДЕЛАНО НЕМАЛО

За эти годы изменились содержание и формы работы института, укрепилась материальная база, повышается его имидж. За последние 5 лет институт успешно прошёл через целый ряд организационных и финансовых преобразований.

ЦИФРА

Планомерно проводится цифровизация деятельности учреждения:

— впервые на основе платформы управления базами данных по заданию Министерства образования и науки Пермского края разработана электронная база данных «Результаты мониторинга освоения обучающимися образовательных организаций Пермского края по коми-пермяцкому языку», позволяющая в автоматизированном режиме обрабатывать результаты мониторинга и использовать их для анализа;

— осуществлён переход к использованию педагогическими работниками учреждения электронных информационных систем в сфере образования (институт является единственным учреждением округа, которое использует VIP-версию электронной информационной системы «Образование»), обеспечен доступ к большому количеству периодических изданий в электронной библиотеке по большинству направлений педагогики и в сфере управления образованием, которыми может воспользоваться любой слушатель, обучающийся в институте;

— под непосредственным руководством директора с 2019 г. началось дистанционное обучение слушателей на базе специализированного программного обеспечения.

НА ВЕРНОМ ПУТИ

Владимир Александрович достойно привел коллектив института к 75-летнему юбилею. У института грандиозные планы, которые ожидают своей реализации.

 

Материал подготовил ведущий научный сотрудник института А. Коньшин.

Фото автора.