В Сервинской школе учат быть патриотами

Растим патриотов.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание обучающихся является одним из приоритетных направлений в системе Российского образования, а значит, основным воспитательной системе школы. Воспитание патриотов – это формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отчеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание подрастающего поколения. И это далеко не полный перечень причин, заставляющих педагогический коллектив МБОУ «Сервинская ООШ» подойти серьезно к рассмотрению вопросов патриотического воспитания.

В рамках программы работы школы по патриотическому воспитанию школьников в течение 2018 — 2019 учебного года были организованы и проведены различные мероприятия, формирующие у подрастающего поколения любви к своей Родине, отчему дому, чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Незабываемыми событиями останутся в памяти ребят л/а кросс «Победа», смотр строя и песни, первенство по баскетболу, футболу, школьные спортивные мероприятия. Где ребята проявляли ловкость, смелость, чувство коллективизма и отваги.

Особый интерес у школьников вызывают встречи поколений воинов: ветеранов ВОв, тружеников тыла, ВС, правоохранительных органов, локальных военных конфликтов.  «Эхо Афганской войны»  — так назвали ребята свою встречу с участником боевых действий в Афганистане, председателем местной общественной организации «Совет ветеранов боевых действий  г. Кудымкара» Сысолетиным И. В.

Иван Васильевич рассказал подросткам о своих боевых буднях, о трудностях, о том, как особенно остро начинаешь ценить понятия – Родина, семья, мама… Неподдельный интерес читался на лицах участников встречи, ребята задавали вопросы, интересовались подробностями, благодарили за общение, договаривались о следующей встрече.

Особенно торжественно принимают участие наши дети во всех мероприятиях ко Дню Победы. На митинг готовим выступления, обучающиеся 9 класса, по старой доброй традиции, изготавливают венки и гирлянды, украшают их цветами, для возложения к памятнику воинам-землякам, погибшим 1941-1945 гг.

Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. В рамках данного события проходят уроки памяти «Невинно убиенным посвящается …», оформляются стенды «Пермь — 36», «Расстрелянное эхо вишня кэрӧса», «Чёрная тень прошлого», встречи с семьями репрессированных, митинг «Мы помним», возложение памятной гирлянды, живых цветов у поклонного креста на вишнёвой горе и у дома репрессированного Лопатина Ф.В. в д. Лопатина.

Полюбились ученикам и акции  «Георгиевская ленточка» с гордостью носят они ее на груди,  «Бессмертный полк», ежегодно пополняя его фотографиями, «Вахта памяти», «Белый журавлик», «Победный вальс», «Солдатская каша», л/а кросс «Победа»,  «Свеча памяти», «Забота» (трудовой десант, помощь пожилым).

Традиционными, в рамках патриотического воспитания, являются классные часы «Есть такая профессия Родину защищать», экскурсии в краеведческий музей им. П.И. Субботина – Пермяка «Солдатский треугольник», «Эх, путь дорожка …», «Далёкие сороковые …», просмотр спектакля «Кӧр муніс война» в этнокультурном центре г. Кудымкара.

Интересным мероприятием, оставивший след в памяти ребят стало занятие в городском суде. Где для них была организована викторина, экскурсия, а также ребята получили возможность задать интересующие вопросы судье и посидеть в кресле судьи.

26 апреля 2019 года – день памяти погибших в радиационных  авариях и катастрофах. В рамках этого события были проведены следующие мероприятия: литмонтаж «26 апреля – Международный день памяти о чернобыльской катастрофе», просмотр и обсуждение видеоролика «Чернобыльская АЭС – 30 лет после аварии».

В рамках летней оздоровительной кампании — 2019 были проведены мероприятия, посвященные 12 июня – День России: конкурс детских рисунков на асфальте «Мы рисуем мир», конкурс сценических номеров «Песни о России», викторина «Мы – граждане своей страны»,                                           а также 22 июня: митинг «День памяти и скорби», возложение живых цветов, минута молчания, исполнение песни «Солнечный круг».

Ежегодно ученики нашей школы участвую в субботниках по благоустройству поклонных крестов, памятников.

О результатах нашей работы говорит и то, что обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях разного уровня в рамках  данного направления: муниципальный конкурс «Ребята настоящие»,  который состоит из нескольких состязаний (педагог: Радостев В.И.), региональная онлайн — акция «Голос Победы» (6 человек) (педагог: Радостева Т.Л.), региональный конкурс сочинений «История одной вещи» (педагог: Тарасова Н.В.), всероссийский конкурс рисунков «Что такое подвиг» (6 человек) (педагоги: Радостева М.В., Радостев В.И.), всероссийский конкурс сочинений  «Память сильнее времени» (8 человек) (педагоги: Радостева М.В., Радостев В.И.), муниципальный этап учебно — исследовательских работ обучающихся КМР «Мой земляк» — диплом за 3 место (педагог: Радостева М.В.), краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» — диплом участника (педагог: Радостева М.В.), муниципальный конкурс презентаций «7 чудес Кудымкарского района» — 3 работы «Первый председатель», «Художник- живописец», «Наши памятники» (педагог: Радостева М.В.).

Ученики нашей школы с гордостью и ответственностью относятся ко всем проводимым мероприятиям.

Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

При изучении темы «Великая Отечественная война» учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала «Труженики тыла», «Наш край в годы ВОв», «Вклад моей семьи в общую победу», «Воспоминания  о  грозных  военных  годах»,  «Об  особенностях  и  трудностях   обучения  в  школе в  довоенные  и  военные  годы». Изучение темы «Великая Отечественная война» заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам про­славленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества.

В 5 классе проводиться работа по теме «Моя родословная». Предварительно проведенные анкеты показали, что ребята плохо знают свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, семьи. Как важна семейная память для воспитания детей, для воспитания чувства своего рода. В работе участвуют и дети, и родители.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения до­стойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созида­тели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Рус­скую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению круп­нейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята го­товят презентации, сообщения об этих великих людях Рос­сии, а затем делятся своими творческими успехами в этом направ­лении на уроках истории.

Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России. И я хочу, чтобы в нас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

Информация и фото: Радостева М. В., учитель истории и обществознания МБОУ «Сервинская ООШ»