15 июня – Троицкая родительская суббота

Зачем поминать усопших в этот день и как правильно это сделать?

Троицкая суббота связана с Сошествием Святого Духа на апостолов и основанием Церкви Христовой. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только нас, живущих, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их.

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат особую службу – парастаc (с греч. «ходатайство»). Во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствует за своих усопших. В субботу утром после Божественной литургии также служится Вселенская панихида обо всех отошедших в мир иной. Православным христианам не возбраняется в Троицкую субботу побывать и на кладбище, чтобы поклониться могилкам родных, – но лучше после того, как помянули их в церкви.

Преподобный Антоний Оптинский пишет: «Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братий наших, зде лежащих и повсюду православных». По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего даже выйти из ада.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать об усопшем – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушёл».

 

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считались священными и неприкосновенными. По учению Церкви, всеобщее воскресение мертвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира. Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Из глубокой дохристианской древности идёт обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определённое время они восстанут из гроба. Именно могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке, относиться к ней с любовью и благоговением, желательно приносить на могилку живые, а не искусственные цветы.

Также священники Православной Церкви советуют не ставить на могилки дорогие каменные памятники. Известна масса примеров, когда во сне являются усопшие родственники и просят убрать эти камни с могил и поставить деревянный крест.

 

Наши мертвые и нас не оставят в беде…

Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Антоний Сурожский. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил всё, о чём они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, любимую работу… Всё это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своём грехе перед священниками на исповеди, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: «Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу». Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал всё, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.

 

Материал предоставлен информационной службой Кудымкарской Епархии.