Мода рода: В Кудымкаре обсудили этноодежду

Всё-таки, как здорово, когда на одной площадке, за одним столом, по одной всех интересующей теме собираются сразу несколько человек. Собираются, чтобы обсудить какие-то моменты, события и дела. Чем это полезно? Да всё же просто: опыт. А опыт, которым делится какой-то другой мастер (особенно, если он из другого региона или даже района) – это всегда заканчивается чем-то интересным. Именно во время обмена опытом мастера питаются идеями, а то и создают что-то новое, уникальное, которым потом могут поразить публику. Именно такое событие – круглый стол по обмену опытом состоялся между этнодизайнерами в рамках Финно-угорского транзита. Фестиваля, который сделал остановку и в Кудымкаре.

Круглый стол «Традиции в современном костюме: самопознание, вдохновение, творчество» состоялся во время фестиваля «Финно-угорский транзит: музыка и этностиль» в Коми-Пермяцком политехническом техникуме. Поэтому основными слушателями стали студенты учебного заведения. Открыла мероприятие Александра Бушуева, заместитель руководителя филиала ГРДНТ имени В. Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации». Она сообщила, что «Финно-угорский транзит» проводится уже с 2008 года. И в юбилейный год за основу взята тема «Музыка и этностиль».

– На круглом столе у мастеров есть прекрасная возможность поделиться секретами, наработками с вами, будущими мастерами, – прокомментировала Александра Петровна.

О забытом, но интересном

Мария Носкова, директор Коми-Пермяцкого этнокультурного центра, рассказала об аутентичном способе крашении льна. Лён красили ягодами (черникой, смородиной, иргой и др.), корой деревьев, растениями, корнями. В Этноцентре издана брошюра, посвящённая старинному способу крашения льна. В ней описаны виды натуральных красителей ткани, дана таблица с наименованиями частей растений, которые используются для окрашивания, а

также результатами, которые должны получиться при правильном окрашивании. А красили наши предки лён, шерсть. При подготовке этой брошюры использовался местный материал, для чего специалисты Этноцентра, в том числе и его директор, выезжали в экспедиции по районам Коми-Пермяцкого округа. Рассказывается о способах крашении тканей – при помощи куба, в который погружали ткань; с помощью ягод, которые топтали в деревянном корыте. Кстати, крашение тканей в старину было исключительно мужской прерогативой. Поскольку это было тяжёлое и довольно опасное дело, женщин от этого оберегали: их задача – продолжение рода.

– Крашение натуральным способом – это очень сложно, – подчеркнула Мария Валентиновна. – В конце XIX века появились анилиновые красители, которые вытеснили натуральные красители. О них и способах крашения натуральными красителями стали забывать. Рецептов не сохранилось нигде.

Рецептуры утеряны, но, тем не менее, аутентичный способ крашения всё же вызывает интерес у нынешних жителей Коми-Пермяцкого округа. Имеющиеся воспоминания жителей районов собраны по крупицам. И приходится осваивать крашение снова. И если ранее коми-пермяки добивались ровного окрашивания полотна (а это очень сложный процесс!), то ныне в моде – как раз неровное окрашивание – таков стиль бохо.

Обращаясь к студентам политехнического техникума, Мария Носкова акцентировала их внимание на том, что подобное исследование вполне могло бы стать основой для написать курсовых или дипломных работ.

Мода среди студентов

Марина Бушуева, преподаватель Коми-Пермяцкого политехнического техникума, выступила с докладом «Источник творчества – коми-пермяцкая земля». Она рассказала о том, что в техникуме на протяжении нескольких лет работает театра мод «Колорит». Занимающиеся в нём девушки работают над созданием коллекций, черпая вдохновение в коми-пермяцких традициях, культуре, в окружающем. Создаваемые коллекции – с этническими мотивами.

– Источник вдохновения дизайнеры ищут где-то далеко, а надо просто посмотреть вокруг, – считает Марина Владимировна. – Можно искать здесь: коми-пермяцкая земля с её нравами, обычаями. Источниками вдохновения могут быть: пермский звериный стиль, коми-пермяцкие костюмы, вышивка, аксессуары, устное народное творчество.

Преподаватель продемонстрировала коллекции «Хозяйка Пармы», «Иньва», «Соломея», «Клевер» и другие. Кстати, одежда из коллекции «Хозяйка Пармы» передана Коми-Пермяцкому краеведческому музею. Практически все созданные коллекции – участницы различных показов и

творческих конкурсов, на которых они получают награды, а также обмениваются опытом.

Из Игры

Гости из Удмуртской республики также представили свой опыт работы. Марина Поздеева, представитель Игринского районного центра декоративно-прикладного искусства, рассказала удмуртских традициях в современном костюме. Мастера в центре ДПИ занимаются создают народный костюм, используя современные ткани. Так, ими было адаптировано пальто, которое носили поверх платья, и сейчас это стал «двойной» костюм: платье, поверх которого надевается летнее пальто.

– В настоящее время этнодизайнеры очень популярны в Удмуртии, носить одежду в стиле этно стремится и молодёжь, – уверяет Марина Поздеева. – И с современной одеждой носят стилизованные аксессуары, например, монисто, в изготовлении которых используются монеты, бисер, бусины, пуговицы. Популярными стали костюмы из более демократичных тканей – штапеля и льна. Мы шьём практичные, а не подиумные вещи.

Удмуртские коллеги собирают старинные вещи, изучают их. В процессе одной из таких экспедиций нашил дукес – тканое пальто. Сейчас они были адаптированы под летние пальто, которые шьют из современных тканей. Национальные свадьбы в Удмуртии – давно не редкость. А если в центр ДПИ обращаются за костюмом, то его подбирают с учётом фигуры и потребностей заказчика.

Береста в украшениях

Народный мастер Пермского края Валентина Петухова, которая занимается художественной обработкой бересты, выступила с докладом на тему «Портреты моей Родины – мифы, легенды, костюм». Отметив, что основная её деятельность связана с обработкой бересты, народный мастер рассказала, что знаки и символы окружают людей всюду. И наши предки, стараясь уберечь себя от несчастий и действий злых сил, старались на своей одежде и аксессуарах наносить различные защитные знаки – узоры, выполняющие защитную функцию. Сейчас многие значения этих узоров уже утрачены, однако, как мотивы, они используются до сих пор, играя уже эстетическую роль. Костюм в работе Валентины Петуховой – не самое главное, она больше связана с украшениями, которые выполняются из бересты: головные уборы, серьги, браслеты и другое.

Подиумные наряды

Следующим выступил гость из Перми Вячеслав Гладков, преподаватель Пермского колледжа «Оникс». Он создаёт костюмы, однако, как сам подчёркивает, они не направлены на свободное ношение в повседневной жизни. Это больше подиумные варианты. Он не претендует на точность воспроизведения костюма какого-то определённого стиля или народности, это могут быть смешанные методики.

– Если все представленные моими коллегами коллекции ориентированы на продажу, то у нас совершенно другие цели и приоритеты, – сообщил Вячеслав Гладков.

После этого продемонстрировал различные коллекции, образы в которых были созданы с использованием, к примеру, тканых половиков, рогоза, бересты, ивовых прутьев. Представленные наряды могут демонстрироваться, действительно, на подиумах, но не сойдут с них в обычную жизнь.

Творчество мастерской «Горт»

Кудымкарский дизайнер, основатель мастерской «Горт» Вера Мехоношина рассказала о том, как она сохраняет и развивает традиционный костюм коми-пермяков.

– Прежде, чем создавать стилизованные костюмы, надо изучить традиционные костюмы, – считает Вера Игоревна. Поскольку именно традиции, которые бытовали у наших предков, и могут лечь в основу чего-то нового. Чтобы изучить костюмы коми-пермяков, Вера объездила районы Коми-Пермяцкого округа, побывав во многих маленьких музеях, где, к своему удивлению, сделала несколько приятных «открытий» – каких-то забытых или не изученных исследователями моментов, связанных с кроем и шитьём коми-пермяцкой одежды.

А в крое всё просто – тут прямоугольник, там квадрат – и получается настоящее безотходное производство народных костюмов, что, отмечает мастерица, ей очень нравится. В традиционном коми-пермяцком костюме для создания узоров по льняной ткани использовались набойки, с их помощью и украшали свои наряды. Набойка была верховая и кубовая.

Используя полученные знания и «вооружившись» набойками, Вера создала несколько коллекций, черпая вдохновение в родных просторах. Это коллекции «Йӧв» (Молоко), «Тури туй» (Млечный путь), «Иньва дорын», детскую.

Практическая часть

После завершения круглого стола всем его участникам предложили поучаствовать в мастер-классах. На выбор предлагались «хозяйские» – предложенные Коми-Пермяцким этнокультурным центром: окрашивание ткани при помощи черники; набойка из подручных материалов. А также – «гостевые», привезённые мастерами из посёлка Игра Удмуртской республики: аппликация из лоскутков ткани.

Выступили «транзитом»

Вечером того же дня в Культурно-деловом центре города Кудымкара состоялся концерт в рамках Финно-угорского транзита. В нём участвовали не только местные артисты, но и из родственных регионов финно-угорского мира: республики Удмуртия и Коми. Перед зрителями выступили Алексей и Надежда Мусатовы, ансамбль «Шондiбан», детский фольклорный ансамбль «Силькан» (Кудымкарский район), артист Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Александр Канев, ансамбль «Валан» Вавожского района Удмуртии. Между музыкальными выступлениями состоялся показ коллекций, которые представили этнодизайнеры Вера Мехоношина (Кудымкар), Лариса Буранова, Ольга Брызгалова, Марина Поздеева (Игринский районный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел), Надежда Касаткина, Вячеслав Гладков. В фойе Культурно-делового центра была представлена фотовыставка фотохудожника Владимира Прокушева «Традиционные костюмы народов России». Напомним, учредителями и организаторами фестиваля «Финно-угорский транзит: музыка и этностиль» выступили Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова, филиал ГРДНТ имени В. Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации.

Вероника КАЗАНЦЕВА

Фото Вероники Казанцевой, «Парма».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *