В Кудымкаре обсудили роль местного краеведения

В Кудымкаре на координационном совете по вопросам сохранения и развития коми-пермяцкого языка и культуры при Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа обсудили несколько вопросов, касающихся изучения и популяризации культуры. Речь, в первую очередь, касается культуры коми-пермяцкого народа, и способов привлечения внимания к ней со стороны молодёжи.

О роли краеведения в изучении истории, культуры и географии родного края рассказал Денис Тебеньков, директор Кувинского краеведческого музея «Исток». Музей этот знаменит тем, что периодически проводит экспедиции по старым заброшенным рудникам, которые работали при Строгановых. В следующем году «Истоку» исполнится десять лет.

Потребность знать свою историю, историю своего рода приходит к человеку не с появлением на свет, а гораздо позднее. Каждый доходит до этой потребности самостоятельно. И вот тогда, когда человек «созревает» для познания прошлого, он начинает расспрашивать своих родных, узнавать о своих предках по старым архивным документам, по церковным метрикам, по музейным коллекциям (если шагать ещё дальше). Говоря конкретно о музее «Исток», Денис Анатольевич отметил, что он наполнялся благодаря активности самих жителей Кувы.

– Благодарные жители, видя, что их экспонаты украшают экспозиции, становятся более открытыми, – отмечает директор Кувинского музея.

Краеведение подразумевает изучение родного края в пределах деревни, района или региона в целом. И если говорить о его роли, то можно выделить несколько позиций:

— патриотическое воспитание;

— общественно-полезный труд;

— экологическое воспитание;

— профориентация;

— исследовательская работа.

Одна из наиболее доступных и простых форм изучения краеведения детьми – это кружок. Именно за него предлагает «зацепиться» Денис Тебеньков в качестве основы для внеклассной работы. Ведь по сути, чем увлекается учитель, тем и увлечётся ученик. При этом краеведение и туризм должны шагать в связке.

Тогда присутствующие на координационном совете озадачились вопросом: должен ли быть краевед учёным. Позиция одних – только учёный

и должен передавать свои знания подрастающему поколению. Позиция других – краевед должны знать азы, основу, чтобы дальше на этих знаниях строить свою работу, помогать школьникам изучать свой родной край.

Елена Дунина, директор Коми-Пермяцкого краеведческого музея, напомнила, что краеведческое движение масштабно существовало в начале прошлого века. И всё, что было добыто в ходе изучения, «вылилось в создание музеев» по всей стране. Не случайно это и последующие годы многие музеи отмечают своё столетие.

В фондах окружного музея огромные экспонаты, которые доступны любому человеку. Надо только прийти и попросить ознакомиться с ними. Делать ту работу, которая уже давно сделана, при этом не надо. Параллельно двигаться в одном направлении – краеведении, изобретая велосипед, смысла нет.

Коми-Пермяцкий краеведческий музей постоянно разрабатывает различные образовательные программы, приглашая поучаствовать в них учащихся. Однако, как отметила Елена Михайловна, школы и средние профессиональные учебные заведения не спешат идти в музей, хотя вход для детей до 18 лет туда бесплатный. Иногда в музей приводят воспитанников детских садов.

***

Следующим докладчиком был Василий Надымов, заведующий отделом по использованию документов и автоматизированных архивных технологий Коми-Пермяцкого окружного государственного архива. Он рассказал о роли архивов в сохранении, изучении и популяризации культурно-исторического наследия народов Коми-Пермяцкого округа.

Василий Николаевич отметил, что в архивы люди чаще обращаются по «скучным» делам вроде справок о доходах в прошлом, с запросами о месте работы. С прошлого года, когда в Кудымкар прибыли церковные метрики, долгое время отсутствовавшие у нас, поток людей в архив резко увеличился. Работникам архива становится приятно наблюдать за тем, как люди преображаются на глазах, находя в этих метриках своих предков. Вот тогда-то они начинают верить в силу старинных документов и в пользу таких учреждений, как архив.

А ведь в архиве хранятся не только документы предприятий и организаций, метрики, прочие документы и справки. Здесь есть все печатные изданий – газеты и журналы, выходившие на территории Коми-Пермяцкого округа. Здесь находятся многие фотоснимки прошлых лет. Все данные архива находятся в открытом доступе и предоставляются для ознакомления бесплатно.

Как и у многих учреждений культуры, перед архивом тоже остро стоит вопрос, как отвлечь молодёжь от смартфонов и привести их в архив. Так, уже не в первый раз государственным окружным архивом совместно с этнокультурным центром была проведена акция ко Дню города Кудымкара – велоквест. В нём были соединены и спорт, и краеведение, и проверка знаний о Кудымкаре.

***

С вопросом о сохранении и развитии языка и культуры коми-пермяцкого народа через создание видеофильмов выступила Людмила Бабикова, учитель географии из Ошиба, которая «попутно», начиная с 2009 года, ведёт занятия в детской видеостуди «Ен из». Занимаются в ней, пишут сценарии и снимают кино на коми-пермяцком языке и о коми-пермяках простые школьники. Темы, которые они затрагивают в роликах, интересны, но почему-то это понимаешь, когда только смотришь.

О том, что снимать кино на коми-пермяцком языке, – это не просто здорово, но и приятно, доказывают многочисленные награды, завоёванные на различных уровнях (краевом, общероссийском). Это ещё больше подстегает ребят, снимающих кино, заниматься творчеством и дальше: общаться со своими родными и соседями, писать сценарии, снимать. К съёмке видео они «захватывают» также и соседнее село Ёгва.

Вероника КАЗАНЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *