Зубками, зубками её! Как в Кудымкаре учат красить ткань ягодами

Коми-Пермяцкий этнокультурный центр не перестаёт удивлять своих посетителей. На межрегиональном празднике «Льняное разноцветье» участникам предложили попробовать свои силы в старинных ремёслах. Можно было освоить различные методы окрашивания ткани. И они, надо сказать, оказались настолько простыми, но настолько забытыми нашими современниками. Тем не менее, эти методы оказались по рукам и по зубам многим, кто решил попробовать себя в окрашивании ткани!

Пятница, 21 сентября, оказалась очень насыщенной и познавательной для тех, кто в этот день решил посетить межрегиональный праздник «Льняное разноцветье», который состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации. С утра и до вечера здесь не смолкали голоса и дела, связанные с сохранением и развитием традиционных национальных ремёсел и технологий, связанных с жизнью древних коми-пермяков.

За круглым столом

Одной из самых информативных частей был круглый стол по теме «Выявление и сохранение аутентичных ремёсел». На нём выступили директор Этнокультурного центра Мария Носкова, начальник отдела образовательных проектов ЭКЦ Валентина Гуляева, а также некоторые их приглашённых со всех районов Коми-Пермяцкого округа мастера.

Одна из мастеров Евдокия Казанцева вспомнила, как красила ткани её бабушка.

Брался большой чан, в который мяли траву, крапиву, кору дуба – в зависимости от того, какой цвет хотели получить. При этом красили не готовое полотно, а нити, из которых затем ткали полотно, – рассказывает Евдокия Павловна. – Если нити не прокрашивались до нужного цвета, их красили снова. После этого вывешивали, сушили и промывали.

В качестве натуральной краски использовались также сок жимолости, черники, ирги.

При каких условиях традиционные народные ремёсла востребованы, – этим вопросом в своём выступлении задалась Валентина Гуляева. Поскольку предметы ремесла – это чисто утилитарные вещи, орудия для ремесла либо то, что необходимо человеку в естественных природных условиях, то отсюда и понимание того, когда ремёсла будут «в почёте», а когда попросту оказываются забытыми. Взять хотя бы окрашивание тканей. По сути, технология придания тканому полотну цвета не меняется: его погружают в красящее вещество либо наносят определённый мотив поверх полотна. Но с течением времени и изменением потребностей населения меняется технология и масштаб этого окрашивания. То, что раньше коми-пермяки делали вручную, получая небольшие по объёму количества окрашенного материала, сейчас в промышленных масштабах выполняют фабрики, используя не ручной, а механизированный труд. Отсюда и постепенная утеря ремесленных навыков: у человека сейчас нет потребности красить ткань самостоятельно, поскольку её, готовую, можно купить в магазине. Аналогично ситуация складывается и с другими ремёслами. И пока человек современный человек растёт и пользуется тем, что предоставляет широкая промышленность, представители старшего поколения его рода, которые ещё знакомы с методами и технологиями традиционных ремёсел, уходят в Лету. И это значит, что теряется самое драгоценное нематериальное наследие коми-пермяков – знания. Говоря проще, раньше знание ремесёл было необходимостью, а сейчас приходится находить, сохранять и развивать, поскольку это часть культурного наследия.

Ремёсла не востребованы так, как век назад. Они не соответствуют нашим условиям, – отметила Валентина Николаевна.

Однако, сейчас и сельских жителей меньше, чем городского населения. И если ремёслами занимались на селе, потому для этого были не только потребности, но и возможности. То в современных условиях городских квартир, к примеру, даже места нет для того, что заняться окрашиванием ткани, и, как говорилось выше, и потребности в этом нет.

Это неизбежность времени, ведь каждая эпоха даёт свой толчок к развитию и изменению каких-либо процессов. И любое ремесло жёстко привязано к жизненному циклу человека. Некоторые искусствоведы считают, что надо забыть отдельные виды ремёсел, поскольку они не востребованы человеком в современном обществе.

Надо ли сохранять основу, начало – ремёсла? Моё личное мнение – безусловно, надо. Ведь это истоки. Это – основа. Фундамент, если хотите. Мы же не начинает сразу писать слова и целые тексты, не изучив прежде звуков и букв. Последние и есть основа.

С ремеслом всё то же самое: зная основы, человек может не изобретать велосипед, а, используя начальные знания ремесла, двигаться к чему-то большему, к значимому именно для него самого, для его эпохи, для его современных потребностей.

За мастеровыми столами

Обсуждение за круглым столом дало повод для многих призадуматься над тем, надо или не надо сохранять ремёсла, и что делать с теми, которые уже позабыты? Как их восстанавливать?

Впрочем, эти вопросы интересовали пока только взрослых. А тем временем по всему этнокультурному центру разносились детские голоса посетителей, которые пришли, чтобы поучаствовать в квестах и мастер-классах.

Присоединилась к познаниям нашим предков и я. Первый навык, который я освоила буквально за несколько минут, стал сухой батик. Сразу говорю о плюсах: это уникальная возможность сделать эксклюзивную вещь или просто рисунок на вещи; это проявление своего творчества, а затем и воображения; вы найдёте применение маленьким лоскуткам однотонной ткани, которые в мгновение око и без особых затрат могут стать красивыми салфетками. Пока я старательно малевала салфеточку синей краской, рядом происходило нечто необыкновенное. Группы школьников поочерёдно красили бело полотно… ягодами! Первой из взрослых освоить эту технологию успела Татьяна Климова, заместитель директора Коми-Пермяцкого драматического театра по работе со зрителями. А после старинный метод окрашивания ягодным соком осваивали только ученики второй школы. Поэтому все те, кто не воспользовался своим шансом бесплатно посетить мастер-классы в этноцентре, – кусайте локти: вы многое потеряли!

Школьникам, пришедшим на праздник льна, представилась возможность окрасить ткань. Фото: Вероника Казанцева, «Парма»

Окрашивали полотна ткани в этот день иргой и черникой. А после – отваром травы (по запаху я услышала ромашку, но, наверняка, там было ещё что-то ароматное). Соответственно, «на выходе» из деревянного корыта, где по ткани ходили ногами, получался красивый типичный ягодный оттенок, а в кастрюле с отваром зелени – зеленоватый.

Рядом располагался стол, за которым учили, как делать красивые узоры… зубами. Это не шутки. На себе технологию, которая оказалась по зубам всем, попробовала и я. Рекомендую. Ведь такое простейшее, но впервые мной увиденное дело, – всего на пять укусов!

А ещё в этот день учили ткань на самом древнем ткацком станке, за которым мастерицам приходилось стоять, а не сидеть, поскольку он вертикальный. Его специально реконструировали. Также желающих научили верховой и кубовой набойке.

Праздник «Льняное разноцветье» не оставил равнодушным никого, кто в этот день пришёл в Этноцентр. Это были и ученики второй школы, и студенты. «Льняное разноцветье» – это завершающая точка проекта «Творческая лаборатория «Сияющие узоры коми-пермяцкой набойки», поддержанного ФЦП «Культура России».

На мероприятии были продемонстрированы результаты проекта: учебный фильм, посвящённый крашению льна натуральными красителями (черникой, крапивой, чередой и зверобоем) и буклет «Сияющие узоры коми-пермяцкой набойки. Крашение».

Вероника КАЗАНЦЕВА

Фото: Вероника Казанцева, «Парма»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *