Туристы могут обогатить Коми округ

К такому выводу пришли участники стажировки для победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» Мария Носкова, директор Коми-Пермяцкого этнокультурного центра, и Мария Пыстогова, начальник Управления культуры, молодёжной политики и спорта администрации города Кудымкара. Вдвоём они побывали на стажировке в Ярославской области, отдельные населённые пункты которой на сегодня получают большие доходы от туристического потока.

Мария Носкова рассказывает, как удалось попасть на такую уникальную и очень полезную стажировку. Из 22 заявок были одобрены десять. И такая возможность предоставлялась только тем, кто являлся победителем в конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сёл 2014 – 2016 годов». Коми-Пермяцкий этнокультурный центр с успехом проходил в этом отборе, поскольку им были представлены проекты на 2014 и 2015 годы, которые стали победителями. Мария Валентиновна считает, что организаторы поступили мудро, когда приглашали не только представителя учреждения культуры, но и представителя органов местного самоуправления. Ведь решать вопросы привлечения туристов на территорию необходимо в связке.

Тема стажировки была очень объёмной – «Место культуры в брендинге и маркетинге локальных территорий». Вообще, тема бренда территории малого населённого пункта в последние лет 10 – 15 звучит очень часто. Все, со всех трибун, заявляют, что необходимо находить изюминку в территории, «упаковывать» её в красивый бренд, который был бы привлекательным для людей извне, а затем продавать это. То есть, зазывать туристов, которые и будут оставлять свои деньги на территории. Правда, с Кудымкаром, как и с другими населёнными пунктами Коми-Пермяцкого округа, всё не так просто. Не хватает самого минимального «набора для привлечения туристов»: инфраструктуры и, собственно, каких-то реально интересных уникальностей территории, на которые бы «клюнул» турист из другого региона или даже страны.

В будущем году, заметила директор Коми-Пермяцкого этнокультурного центра, туристическая отрасль перейдёт в ведение министерства культуры.

– Наверняка, часть каких-то задач и полномочий будет передана учреждениям культуры, прибавится работы, прибавится ответственности, но с этим надо что-то делать. Просто стоять на месте не получится, необходимо уже сейчас начинать работать над брендингом нашего округа, – говорит Мария Носкова. – У нас есть потенциал для того, чтобы территория стала привлекательной для туристов. Главное, над чем необходимо поработать, – это разработать бренд, что-то уникальное.

В качестве примера Мария Валентиновна назвала праздник Гаврилов день, который ежегодно проводится в деревне Бачманово Косинского района. Добираться до деревни далеко, дороги не в самом лучшем состоянии, особенно после нынешних ливней. Однако, в этом году на праздник побывала делегация из Перми, с группой журналистов из краевого центра и Екатеринбурга. Понравилось многим, поскольку в этом фестивале был свой колорит. Однако, у представителей краевого правительства есть кое-какие замечания, применив которые, Косинская земля может реализовывать свой бренд и привлекать туристов.

Стажирующиеся отметили два положительных момента, которые они извлекли из своей обучающей поездки. Брендингом территорий надо заниматься, и при этом делать это комплексно. За счёт потока туристов территория может процветать. В качестве положительных примеров этим тезисам можно назвать работу некоторых малых городов в Ярославской области, которые во время стажировки посетили Мария Носкова и Мария Пыстогова. У них также была возможность проанализировать эту работу.

Так, в городе Мышкине проживает всего 6,5 тысяч человек, однако за год он принимает у себя… 300 тысяч туристов!

– Этот город как конфетка, кругом чисто, красиво, прибрано, – говорит Мария Носкова. – И, приехав туда, мы действительно поняли, что жители города любят свой город, поскольку он приносит им доход. И свою любовь они выражают тем, что содержат его в чистоте. Возле каждого домика жителей разбиты клумбы, по улицам расстановлены различные арт-объекты, а население передвигается по городу на велосипедах. Люди здесь живут исключительно за счёт туризма.

Есть в Мышкине муниципальное предприятие, которое занимается вопросами туризма, и они за год зарабатывают 40 млн рублей. Часть средств они направляют на проведение различных культурных мероприятий, на благоустройство города. Особо поразило обилие частных музеев, которые открывают чуть ли не в каждом историческом здании.

– К примеру, кто-то приобретает домик, который раньше принадлежал каким-то купцам или известным людям, либо берут его в аренду, а после начинают вкладывать в то, чтобы сохранить историческую старину – ведь в этом их особенность. Обустраивают внутренние покои по канонам старины, – добавляет директор этнокультурного центра. – В некоторых комнатах организуется мастерская, где за деньги туристам показывают мастер-классы.

Все мы с вами знаем, что мастеров и рукоделов в Коми-Пермяцком округе хватает. Остаётся дело за малым – организовать всё так, чтобы это было привлекательно для туристов, и затем приглашать их сюда. Конечно, работы будет непочатый край.

В планах по итогам стажировки провести семинар для работников культуры, на котором будет рассказано о перспективах разработки бренда территории, о работе Ярославских городов, привлекающих туристов. Одна из интересных тем, которая могла бы быть с успехом реализована на территории Коми-Пермяцкого округа, – это опора на наше сакральное и мистическое начало – чудь. Вокруг мистики происхождения и предков коми-пермяков можно было выстроить поток туристов.

 

Вероника Казанцева.

Фото с сайта фонда Тимченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *