«Гитлер взял и испортил смысл»

Орнамент в виде «свастики», бытующий у коми-пермяков, несёт светлый смысл.

В коми-пермяцком орнаменте нередко используется фигура, выполненная в виде свастики, но это далеко не знак фашизма, утверждают исследователи и мастера декоративно-прикладного творчества, а символ солнца и вечности. Однако в современном обществе к такой фигуре отношение неоднозначное, поэтому мастера не применяют его в своих изделиях, лишь по определённому заказу.

— Фигура «свастика» — это, на самом деле, солнце, которое крутится, у него изогнутые вправо лучи, — говорит Георгий Чагин, профессор, этнограф. – Это всемирный знак, известен не только у коми-пермяков, но и в Индии, Китае, на Кавказе. Он несёт большой смысл – символ вечности. Гитлер использовал этот знак для своего символа, этим он взял да и испортил весь смысл.

Во время Великой Отечественной войны у невинных жителей даже отбирали кушаки, где использовался знак «солнца», из музейных хранилищ выносились изделия, говорит Галина Казанцева, народный мастер Прикамья.

Поэтому мастера в современных изделиях редко используют этот орнамент. Мастер из Кудымкара Татьяна Надымова говорит, что она ткёт пояса с орнаментом «свастика» только по заказу. Светлана Турова, мастер из города Сыктывкара, занимающаяся изготовлением и продажей вязаных вещей, говорит, что тоже в своих работах использует «свастику» только под заказ и если заказывают люди, действительно занимающиеся традициями.

— Принципиально в этом орнаменте не использую чёрный цвет, чтобы не было двоякого восприятия, — говорит Светлана. – Отношение к этому орнаменту неоднозначное, да и правоохранительные органы могут привлечь к ответственности за их использование.

В прошлом году, рассказывают специалисты Коми-Пермяцкого этнокультурного центра, на одном из фестивалей Прикамья случился прецедент. Полиция предъявила требования мастеру, который сделал работы с использованием свастики. Мастера задержали, поскольку он не смог объяснить историю этого символа, и поэтому в его изделии нет нацистского подтекста. Но с судебными тяжбами мастер так досконально изучил этот смысловую нагрузку орнамента, что под конец был оправдан. Отсюда вывод: если ты используешь в своих работах тот или иной орнамент, и, тем более, выставляешь изделия с такими узорами на продажу, то должен знать историю возникновения, считают специалисты.

Но «свастика», или символ солнца, использовалась не только в ткачестве и вязании. Георгий Чагин в Верещагинском районе у старообрядцев ещё в 1980-ых годах нашёл прялку, где изображена свастика. Лучи справа, движется по кругу, а на концах ещё по одной солнечной розетке.

— Мастер такой символ изобразил неспроста, — считает Георгий Николаевич.

По его словам, орнамент идёт из глубокой древности, и тот смысл, который в знаки вкладывали наши предки, нашему поколению уже невозможно прочитать.

Свастику как орнамент изучают этнографы и исследователи. Известный учёный Галина Климова, которая посвятила всю свою жизнь изучению орнамента, написала две книги по этой теме – «Текстильный орнамент Коми». В первом издании, вышедшем в свет в 1984-ом году, она исключила «свастику», а во второе, вышедшее в 1955-ом году, уже включила, и называет этот знак «крука сер» — узор крючками или «баран сюр» — бараний рог.

Коми-пермяцкий орнамент был не просто украшением, а защитой от вредных сил. Он имел и особое расположение на одежде – там, где наиболее уязвимые места: ворот, грудь, подол, плечи, рукава.

Комментарий:

В. В. Ковалева, кандидат исторических наук, город Саранск:

— Свастика – солярный знак, символика солнечной стихии, солнца. Свастика представляет собой крест с загнутыми концами (завивастый крест), направленными по или против часовой стрелки. При археологических раскопках свастику чаще всего находят на различных деталях архитектуры, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии. Свастика означает суть мироздания, вращение вселенной и всех процессов внутри неё. Данный символ на протяжении многих тысячелетий являлся священным для наших предков, но, к большому сожалению, на сегодняшний день в сознании большинства людей свастика ассоциируется с германским национал-социализмом и с понятием «фашизм», принёсшим много горя на российскую землю. Свастика – один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся у многих народов мира. Старейшие археологические артефакты с изображением свастики датируются приблизительно 10 – 15 тысячами лет до нашей эры. Свастика в лево- и правовращательной форме присутствует в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и Древнем Китае около 2000 года до нашей эры.

По материалам археологических раскопок, самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя – многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырём сторонам света. Мотивом крючковатого креста-свастики все народы Поволжья украшали концы свадебных полотенец, оплечья рубах, ширинки, кушаки, обрядовые предметы.

 

Ирина Дульцева, фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *