Колосс на глине. Керамист Иван Канюков 60-летний юбилей отметил выставкой

«Ловья сёй. Живая глина» — так называется юбилейная выставка народного мастера Пермского края, отличника народного образования, лауреата Всероссийского конкурса 100 лучших товаров, руководителя творческого объединения «Белоевская глина», керамиста, художника Ивана Канюкова, открывшаяся в Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее им. Субботина-Пермяка.

Оформлялась выставка силами сотрудников музея, но с учетом самого мастера. Особое место занимает центральная экспозиция. На возвышенности глиняные фигуры коми-пермячек с хлебом-солью, они словно встречают каждого гостя и приглашают посетить величественную Парму. А за этими фигурами сами хозяева Пармы — бурые медведи, выполненные в разных вариациях. Одна из гостей отметила, что этой экспозицией показано не только радушие коми-пермяков, а сила и мощь могучего народа.
Эту силу Иван Канюков в своих работах отображает уже всю свою жизнь. В руках мастера оживает самый доступный материал наших краев — глина. Гончарным искусством занималась еще его прабабушка Мавра Лукинична, мастерила посуду для всей семьи. Иван Иванович решил возродить забытое искусство. Начал с игрушек, знакомых с детства. И хотя «канюковскую» игрушку соотносят с дымковской, мастер вносит в свои изделии нечто своё. Его игрушка отличается и технологией изготовления, и росписью.

Особое место в творчестве керамиста занимают фигуры людей в национальных костюмах. Фото: Ирина дульцева, «Парма».
Особое место в творчестве керамиста занимают фигуры людей в национальных костюмах. Фото: Ирина Дульцева, «Парма».

Он первый начал делать фигуры финно-угорских пар, следом пошли славянские пары, тюркские. И этим изделиям также нашлось достойное место на выставке. От игрушек Иван Иванович перешел к гончарному искусству. Кувшины, горшки, различные сосуды сегодня узнаваемы в округе и крае своим неповторимым почерком. Крынки с декоративной оплеткой или оттиснутым орнаментом сосуды, чаши, выдержанные в специальном растворе, тоже несут свою красоту.

Медведи - одни из любимых образов Ивана Канюкова. Фото: ирина дульцева, «Парма».
Медведи — одни из любимых образов Ивана Канюкова. Фото: Ирина Дульцева, «Парма».

Его изделия завораживают ценителей искусства и не только. Все они пришли поздравить Ивана Канюкова с юбилеем.
Анна Жданова, искусствовед, профессор Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества приехала поздравить юбиляра и сказала, что «Иван Канюков — это человек, у которого очень крепкий стержень, он знает, что происходит в культуре и искусстве, и в то же время упрямо делает свое… Он не только керамист как таковой, он еще и теоретик, он просветитель. И не просто делает игрушку, а пытается возродить забытое. Заслуга его в том, что он как бы связывает времена: прошлое и настоящее. А в связи времен открывается и долгожительство, не только человека, но и всей культуры».
— Я спросила Ивана Ивановича, а что делали из этой глины? Он говорит, кирпичи для строительства. А он же нашел способ превратить производственную глину в художественную. Я узнала, что белоевская глина обладает очень высоким качеством и мне бы хотелось, чтобы на коми-пермяцкой земле создался центр керамики, который бы по всей России называли «белоевка», — призналась Анна Дмитриевна.
Действительно, сейчас уже столько наработано мастером, столько изучено, и какой бесценный дар Иван Иванович передает и своим и другим детям.
Как он признался в интервью нашей газете пять лет назад, по случаю своего 55-летия, дети талантливей и теплее, а педагог умнее и мастеровитей. Бессменным продолжателем дела Канюкова старшего является его сын Иван Иванович-младший, педагог допобразования Белоевской школы. Дочь Галина после окончания Нижне-Тагильской социально-педагогической академии, осталась работать там. Младшая дочь — Лиза – пока школьница, но как шутит папа, дочке не удастся выбиться из общей колеи.
Анатолий Степанов из Ижевска, тоже керамист, сказал, что «мастера своими секретами не делятся. Но Иван Иванович делится, потому что он педагог». Они оба, вроде бы, занимаются изготовлением игрушки – не свойственным для мужчин делом. Но Степанов назвал их деятельность «несущим счастье людям».
— В удмуртском языке игрушка и счастье имеют один корень — шуд. Шуд-это счастье, а шудом — это игрушка. Значит, человек, который занимается изготовлением игрушки, он не просто лепит, а дарит это счастье людям, — сказал удмуртский керамист и вручил всей творческой семье Канюковых собственноручно изготовленную уточку-символ уюта и домашнего очага. К тому же, уточка-это мифологический образ финно-угорских народов. Если фигура утки стоит в доме, он притягивает все доброе и прогоняет все злое.
Думается, зло никогда не поселяется в доме Канюковых, ведь они творят и кропят над общим делом, буквально живут им. Для Ивана Ивановича, по наблюдениям одного из гостей выставки Виталия Баяндина, характерны все лучшие черты коми-пермяка: основательность, скромность, несуетность, трудолюбие.
В ответном слове мастер Канюков признался, что без семьи ничего бы этого не получилось. Самое главное, есть продолжатели его творчества, а значит, глина будет и впредь оживать в руках самого мастера и его подмастерьев.

Ирина Дульцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *