Играют в жмурки: окружной драмтеатр против любой реорганизации

Коллектив окружного драмтеатра встретился с властями по поводу предстоящей реорганизации. Глава Коми округа Виктор Рычков час отдувался за себя, министерство культуры, подрядчиков строительства, министерство строительства и прочие лица, организации, ведомства. Артисты роптали, восклицали, взмахивали руками. Но не получили ответа на вопрос «зачем?» и за кого Рычков – «он красный или белый».
Встречу с коллективом театра глава округа начал с рассказа о состоянии дел в Коми округе: что — где строится, где — сколько рожают, каковы надои молока. На 17-ой минуте доклада артист драмтеатра и один из организаторов митинга 2 ноября Денис Зубов не выдержал, попросил быть «ближе к делу». Глава округа – министр Пермского края в ответ заметил, что старается довести до сведения сотрудников театра «факты о развитии округа», чтобы они могли ими свободно оперировать, и продолжил. Спустя еще 10 минут доклад Виктора Рычкова завершился, и он приступил к ответам на вопросы театральных работников.


Заведующая литературной частью Нина Голева поинтересовалась, видит ли министр Коми округа проблему, почему он пришел только сейчас, а не «три месяца» назад. Виктор Рычков ответил, что собирался прийти еще на то собрание коллектива 29 сентября, после того как тема о реорганизации театра вышла на общественность, но не смог, вызвали в Пермь, а директор театра Анатолий Четин не удовлетворил его просьбу перенести собрание на день. Проблему министр сказал, что видит, но она в том, что информация, которой они пользуются, не соответствует действительности.
По его словам, речи о переводе театра на аутсорсинг не шло вообще, что вопрос о назначении депутата Законодательного собрания Пермского края, владельца ООО «Маркетинг» Алексея Петрова не рассматривался. И вообще он не понимает разнонаправленной реакции театральный работников, которые сначала пользуются средствами предпринимателя, его спонсорской помощью, а затем начинают обзывать на чем свет стоит. Реорганизация, по информации главы округа, заключается во внесении поправок в устав учреждения, введении должности исполнительного директора. Причины, по которым производят нововведения, нужно спрашивать в министерстве культуры, которое является учредителем. Но на заседании Общероссийского фронта в Кудымкаре, Гладнев, мол, озвучил свои претензии относительно эксплуатации здания, и Четин слышал.
Замдиректора по хозчасти Владимир Трушников и Анатолий Четин парировали: все знали, как сдавали здание театра, в каких условиях. Директор театра лично никаких актов не подписывал и ответственности за недострой и дефекты не несет. Пожарная сигнализация, мол, сломалась, так это еще вопрос, как может выйти из строя то, чего отродясь не было.
Виктор Рычков заметил, что есть еще претензии по проведению закупок. Директор театра воскликнул «о боже мой, и это…» и задал риторический вопрос, а как они должны их проводить, если деньги поступают в крайне сжатые сроки. А поставщики не всегда чистоплотны, вместо нового рояля подсовывают старый…
Далее вопросы-ответы вошли в первоначальное русло. Аутсорсинг? Нет. Петров? Нет. Вы кто, глава Коми округа, почему Вы не на нашей стороне? Вы «красный» или «белый»? Зачем нам такое министерство? Чтоб, например, учить будущих актеров нашего театра в Санкт-Петербурге.
Артистка Татьяна Томилина в своем выступлении отметила, что изменения ничего хорошего не принесут, об этом говорят её друзья – артисты из других городов. Там культурными учреждениями – и театрами, и филармониями – управляет одна на город дирекция. И все от этого стонут.
Бросая реплики, актеры обмолвливались, мол, они знали, что грядут перемены, еще в прошлом ноябре, затем весной, затем летом. Анатолий Четин в завершение встречи среди бурного обсуждения «кто кого будоражит» сказал, что Гладнев ему сообщил, «кто будет худруком». Что он разговаривал с председателем правительства Пермского края Геннадием Тушнолобовым, и тот заверил его, что приедет в Кудымкар, и что реорганизация театра – единоличное желание министра культуры.
Под занавес Анатолий Пахомович сказал, что теперь театр будет ждать некоего письменного сообщения-уведомления от краевых чиновников, в котором будет указано, что реорганизация проводиться не будет. Никакая реорганизация. В противном случае – митинг. Хотя он не причем. Митинг в защиту театра проводит инициативная группа.

Анастасия Хорошева

 

Screenshot_30Игорь Гладнев: «Ищем здоровый баланс»

Министр культуры Пермского края  поясняет суть реорганизации окружного драмтеатра

«Совершено необоснованно и искажая суть происходящего обсуждения по линии устава учреждения, люди вовлечены в ситуацию противостояния, когда основной предмет, который стал точкой негатива, — это предмет ущемления отдельно взятых людей, попытка навредить театру. К настоящему это не имеет никакого отношения. Подтверждение тому, что для Министерства культуры кудымкарский театр является приоритетным направлением – подтверждение в поступках: тот путь, который мы прошли по укреплению материально-технической базы, та реальная помощь, которую специалисты Министерства и подведомственных организаций оказывали и оказывают сегодня театру в части методической и организационной работы.

Сегодня говорят, что имеющиеся проблемы театра можно решить только извне. Это неправильно. Содержание и эффективное использование ресурсов – это задачи руководителя учреждения и его управленческой команды. Разделение творческой и хозяйственной части – это не желание отдельно взятого министра, это — общая практика. Я больше скажу, это дополнительные возможности для развития театра в части привлечения средств, в части выстраивания взаимодействия. Все это – это работа творческого лидера, которая должна быть поддержана по хозяйственной линии.

Есть разные формы структуры. Есть форма управления, когда исполнительный директор находится в подчинении художественного руководителя, есть форма, когда директор нанимает творческого лидера, есть форма, при которой и исполнительный директор, и художественный руководитель являются наемными работниками. Они на конкурсной основе представляют каждый свое направление, свою кандидатуру, свою программу, заключаются контракты с лидером, человеком, который занимается вопросами развития хозяйственно-творческого процесса, и тем, кто ведет всю работу по содержанию и использованию имущественного комплекса. Я склоняюсь к этому варианту. Я полагаю, что есть своя специфика, свои особенности именно в рамках национального театра. И их нужно использовать.

Национальный язык, целый спектр учреждений, организаций и творческих союзов, которые заняты в процессе развития культуры – этноцентр, библиотека, — с ними театру необходимо выстраивать взаимодействие. Это всё работа художественного руководителя. Кроме того, вся текущая работа в рамках творческого процесса. Функционал исполнительного директора – использование ресурса, который передан в управление и который работает на творческий процесс. В настоящее время мы готовим изменения в Устав. Ищем здоровый баланс. Поэтому когда изменения будут подготовлены, то, естественно двинемся дальше. Обсуждать и говорить сейчас об изменениях в Устав, конечно, нужно, просто с известной долей понимания, зачем это делается.

Когда я делал Анатолию Пахомовичу (Четин, директор окружного драмтеатра – прим. ред.) предложение взять на себя функции художественного руководителя, стратега театра, я, прежде всего, основывался на его опыте человека, который знает особенности территории, особенности взаимодействия учреждений в финно-угорском мире, что может стать основой для дальнейшего развития, комплексного развития театра, где и этноцентр, и библиотека. То, о чем я чуть ранее говорил.
Сегодня драмтеатр это — «жемчужина», богатейший ресурс, который должен быть точкой притяжения. В то же время хозяйство требует порядка, каждодневного порядка. С момента, когда театр стал по факту значительно больше и объем работы соответственно увеличился, я считаю распределение функционала оправданным.

В ситуации с кудымкарский театром, с его директором, мне кажется, у них не должно быть никаких опасений. Если директор чувствует свою твердую позицию, понимает, куда дальше двигаться, в конкурентную среду. Желание быть кем-то, желание остаться в состоянии, в том числе и должностном состоянии, это тоже вещь оправданная, но мне кажется, что в первую очередь необходимо подумать о той пользе, которая должна быть для учреждения и культуры в целом. Агрессия коллектива, которая сегодня связана с тем, что кто-то хочет театр захватить, что-то уничтожить, либо сделать хуже, не имеет под собой реальной основы. Убежден, что намного важнее убрать негативные эмоции и перейти в профессиональную деятельность, ответственность и полезное для общего дела, взаимодействие».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *