«…В памяти моей такая скрыта мощь!»

18 февраля Д. С. Евстигнееву исполнилось бы 85 лет
В его трехкомнатной квартире особую значимость для него имел рабочий кабинет. Он был его плацдармом, базой, его «святая святых». Но было еще одно место, к которому он пылал трепетом и нежностью. Это комната, где за окном на подоконнике часто собирались голуби. Они слетались сразу, как только он здесь появлялся, и пытливо смотрели на него. Он их кормил, а потом подолгу разговаривал с ними. Похоже в этом художник черпал вдохновение и нечто большее… Теперь голубей не видно на подоконнике… А кабинет без хозяина словно осиротел… Осиротела и его супруга Нина Алексеевна. Ей сегодня нелегко – возраст, болезни. И было бы, наверно, разумно поехать к сыну, который переживает за маму и хотел бы увезти ее к себе в Тольятти. Но она решила не покидать свою квартиру до самых последних дней. Так хотел муж. И это для нее превыше всего. А что её держит сегодня в этой жизни, так это память о нем.


Более 30 лет Дмитрий Евстигнеев являлся главным художником театра. В этот же период ему поручалось оформление всех значимых культурных мероприятий округа. Он – Заслуженный художник по званию и по сути, лауреат Государственной премии и обладатель множества других наград. Он – Художник в высоком смысле этого слова. Он – гордость и достояние Коми-Пермяцкого округа.
Начинал свою жизнь он здесь в 1941 году, когда немецко-фашистские войска подступили к городу Ленинграду, и их с матерью и двумя младшими сёстрами эвакуировали. Ему было тогда 11 лет, и он уже был способен ощущать драматичность этой ситуации, но не мог предполагать, что на коми-пермяцкой земле его ожидает долгая и счастливая жизнь, полная творчества и успеха.
В военные годы он вместе с семьёй проживал в Полвинском сельском совете. В 1945 году, после окончания войны его семья вернулась в родной город Ленинград. Но оказалось, что их дом повреждён артиллерийским снарядом. Жилищное и материальное положение семьи оказалось в удручающем состоянии. В 1947 году Дима окончил здесь 10 классов. Но жизнь становилась нестерпимо тяжелой, и Евстигнеевы вернулись в приютивший их однажды Коми-Пермяцкий округ.
На этот раз они поселились в Кудымкаре. Восемнадцатилетний Дима устроился работать в окружную больницу в качестве ученика столяра. Здесь он встретил девушку Нину, на которой женился в 20 лет и с которой они прожили в любви и согласии около 60 лет.
Когда Д. Евстигнееву исполнилось 22 года, он был призван в ряды Советской Армии. Здесь он был избран секретарём комсомольской организации роты. И здесь же оказалось очень кстати его увлечение рисованием. В части, где он служил, ему поручали оформление наглядных пособий и спецзаданий.
Хорошо зарекомендованного по комсомольской работе Дмитрия Евстигнеева после армии хотели продвигать в этом направлении дальше. Но его природа брала своё. Ему хотелось рисовать. Параллельно работе в комсомольских органах он стал посещать студию изобразительного искус-ства при Коми-Пермяцком окружном музее им. Субботина-Пермяка под руководством художника А.Горкунова. Впоследствии Дмитрий Сергеевич благодарно считал своим первым учителем.
В 27 лет Дмитрий Евстигнеев пришел устраиваться работать в Коми-Пермяцкий окружной драматический театр, и он стал его судьбой. Начинал он здесь учеником бутафора. Но очень скоро его стало тянуть в тот цех, где творили художники-сценографы — Заслуженные художники РСФСР Тамара Чистоева и Александр Коротаев. Заметив интерес молодого человека к сценографии, мастера стали пробовать его возможности в этом направлении. Будущий художник так успешно осваивал школу своих учителей, что через два года они стали доверять ему самостоятельные постановки, а уже через шесть – он был назначен на должность главного художника театра. Это удивительно, но вот так стремительно развивался творческий путь художника, не имеющего серьезного специального образования. Секрет, вероятно, в том, что он обладал хорошими природными данными, упорством в учебе и талантливой методикой школы наставников.

К памятной юбилейной дате художника театр подготовил выставку, на которой представлены его эскизы к постановкам разных лет, сценические костюмы, изготовленные по его эскизам, и макеты оформления спектаклей. Выставка размещена в фойе I этажа (у гардероба) и продлится она до средины марта.

Евстигнеев1
За долгие годы работы в театре Д. Евстигнеев оформил более 150 спектаклей. Сегодня многое из того, что создал художник, сохраняется в театре. А в памяти людской хранится его образ:

«О Дмитрии Сергеевиче у меня самые светлые воспоминания. Высокая постановочная культура театра во многом обязана этому человеку. Он принадлежал к тому поколению людей, для которых служение театру, как и Родине, были не пустые слова. Это был профессионал высокого класса. В его работах всегда ощущалась истинная культура. Мне посчастливилось вместе с ним ставить спектакли. Он умел слушать и слышать режиссера, его замысел. Творческие предложения по его части только обогащали постановку. Он был невероятно трудоспособным и тщательным в своей работе, вплоть до мелочей.
Это был настоящий мужчина. Азартный, веселый, полный юмора.
И увлечения его были по-настоящему мужские: рыбалка, охота. Славный, светлый был человек, и общаться с ним в простой семейной обстановке было одно удовольствие» — главный режиссер театра Сергей Андреев.
«В 1966 году Дмитрий Сергеевич вступил во Всероссийское театральное общество и вел активную общественную работу. Благодаря его усилиям и таланту на базе нашего театра неоднократно проходили семинары на тему «Оформление спектакля на малой сцене и в условиях выезда на село». Участвовали в них специалисты театров зоны Урала: директора, заведующие постановочной частью, художники, бутафоры. Дмитрий Сергеевич готовился к семинарам очень ответственно. В рамках семинаров в фойе театра им организовывались серьезные выставки работ бутафорского цеха театра, костюмов, макетов, эскизов» — Заслуженная артистка РСФСР Галина Шавкунова.
«Когда я начинал работать в театре, мы много не общались. Каждый занимался своим делом: он оформлял, я играл. Но как-то однажды разговорились и увлеклись темой рыбалки и охоты. Оказалось, что по этой части мы с ним абсолютно одинаковые люди. Он мне стал близок и интересен во всех проявлениях. Я стал проникать в творческую составляющую его жизни, открывал его и восхищался им. Судьба его удивительна. Он посвятил свою жизнь чужому краю, как родному. И тот ответил ему взаимностью.
Сегодня его нет с нами, но в нас навсегда осталась память о нем – глубокая и безмерная. Это редкостно светлый человек, наделенный величайшей культурой и большим профессионализмом.
…Когда в жизни появляются затруднительные ситуации, вспоминаются такие люди, как Дмитрий Сергеевич, и вдруг ловишь себя на мысли: «А как бы в этом случае поступил он?» И становится как-то понятней в жизни. Мне бесконечно дорог сделанный художником подарок — натюрморт с боеприпасами, который радует глаз, душу и неразрывно связывает с автором» — заслуженный артист РФ Василий Макатерский.
«…Когда работал над оформлением спектакля, он просиживал часами, постепенно вырисовывая внешнюю конструкцию. В своем стремлении создать обстановку жизни героев будущего спектакля он взвешивал все тщательно. У него были удивительно атмосферны не только декорации, но даже эскизы к ним. Московский критик А.Минкин после увиденного в нашем театре спектакля «Иван и Мадонна» А.Кудрявцева (режиссер В.Гуляев) сказал, что проехал Россию от Востока до Запада, посмотрев сотни сценографий в разных театрах, но нигде не встретил художника такого уровня, как Дмитрий Евстигнеев.
Помнится, какую тревогу изначально несла сценография художника Д.Евстигнеева в спектакле «А зори здесь тихие…» Б.Васильева (режиссер А.Конушкин). Это, несмотря на то, что спектакль начинался веселой сценой в импровизированной бане на природе. Огромные обгоревшие деревья на заднем плане предвещали трагедию и безысходную печаль…
Мастерство и авторитет художника Д. Евстигнеева во многом определяли образ будущего спектакля и предвещали его успех у зрителя. Его участие в постановочной группе давало гарантию качества.
Дмитрий Сергеевич мог работать в любом театре страны, но посвятил свою жизнь одному — Коми-Пермяцкому. Он внес огромный вклад в жизнь нашего округа, нашего народа»Заслуженная артистка РСФСР Людмила Столярова.
И тут невольно приходят на ум слова Давида Самойлова:
«…В памяти моей такая скрыта мощь!»

Нина Голева, артистка, заведующая литературной частью Кудымкарского драмтеатра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *